За недолгую свою историю Комсомольск-на-Амуре пережил два периода интенсивного развития.
Самый бурный подъем был, понятно, в 30-е годы минувшего века, когда город Юности стремительно вырастал из топей болот и таежного захолустья. Именно тогда здесь забились в унисон сразу два его «сердца»: судостроительный и авиационный заводы, и Комсомольск стал крупнейшим индустриальным центром всего Дальнего Востока.
На этих крепких ветвях зрели новые плоды. В 80-х годах город, получивший статус Всесоюзной ударной стройки, заметно прирос не только объектами черной металлургии, энергетики, но и жилыми кварталами. В тот период численность населения достигла исторического максимума – 318 тысяч человек.
20 лет спустя в Комсомольске осталось чуть больше 250 тысяч жителей. Увы, кризис 90-х и развал промышленности вынуждал людей массово покидать родные места в поисках лучшей доли, интересного дела, высокой зарплаты, ярких перспектив…
Так было. А как теперь?
После экскурсии на местный завод, где производят новейшие пассажирские авиалайнеры «Сухой Суперджет 100», я склонился к мысли, что у работающих там мужчин и женщин больше нет веских причин паковать чемоданы. Отличные условия, престижный труд, конкурентная оплата, карьерный рост, социальные гарантии… — в общем, полный набор атрибутов успешности. И действительно, подтвердили мне в компании «Гражданские самолеты Сухого», текучесть кадров у них минимальная.
Похожая картина и на соседнем предприятии – а это знаменитый на весь мир авиазавод имени Юрия Гагарина, выпускающий в небо прославленные «сушки»: истребители СУ-27, Су-30 и Су-35. Здесь же сегодня собирают опытные образцы самолета пятого поколения Т-50.
Судя по ежегодному росту объемов производства, авиационное «сердце» города бьется мощно и ровно, обеспечивая работой и зарплатой тысячи комсомольчан, а бюджеты всех уровней – многомиллионными поступлениями налогов. И вот именно оно скоро станет главным мотором «территории опережающего социально-экономического развития», ТОСЭР, которую планируется создать в Комсомольске.
Про ТОСЭРы или ТОРы уже немало написано и сказано. Если коротко, территория опережающего развития – это особый механизм для запуска и функционирования инновационных производств, способных поднять экономику города, региона и страны на более высокий уровень. Под эти задачи уже разработан и частично принят специальный закон, дающий налоговые льготы и прочие преференции компаниям-резидентам данных территорий. К примеру, их на пять лет полностью освободят от уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет (сегодня это 2%), а региональная доля отчислений будет не выше 5% (пока 18%). Льготы и послабления должны помочь местным товаропроизводителям сделать их продукцию менее дорогой, более конкурентоспособной и желанной на мировых рынках.
Как ожидается, базовый закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» и связанные с ним нормативные акты парламент России примет до конца этого года, чтобы уже с начала 2015-го можно было приступить к активной фазе создания на Дальнем Востоке сети ТОСЭР. А пока в центре и на местах идет активная подготовка к запуску проекта — «при плотном взаимодействии всех участников», как отметил в беседе со мной 1-ый заместитель главы Минвостокразвития Александр Осипов. Естественно, готовятся к предстоящей «торизации» и на берегах Амура.
— В решении всех вопросов мы очень плотно и продуктивно взаимодействуем, в первую очередь, с правительством Хабаровского края, непосредственно с губернатором Вячеславом Ивановичем Шпортом. И меня просто очень обнадеживает, что ТОР — личный приоритет для главы региона. Это залог того, что своевременно будут решаться все вопросы, что все необходимое для реализации проекта будет сделано и со стороны федеральных органов, и со стороны субъекта РФ. Хорошие деловые отношения сложились у нас и с муниципальными властями Комсомольска-на-Амуре. Также очень плодотворно работаем с руководством Объединенной авиастроительной корпорации. Думаю, если такое обнадеживающее взаимодействие между участниками проекта сохранится на протяжении всего периода создания ТОРа в Комсомольске, мы все очень быстро и хорошо сделаем, — уверен Осипов.
А сделать надо много, учитывая, что новые производства предстоит создавать с нуля, фактически на пустом месте. Почти как тогда, в 30-е годы прошлого века…
Конечно, первостроителям города Юности с их лопатами да тачками было сложнее возводить заводы-гиганты, однако отсутствие техники восполнялось массовостью и трудовым энтузиазмом. Сегодня два последних фактора в остром дефиците, но зато наличествуют могучие бульдозеры-экскаваторы и современные технологии строительства. К тому же, площадки, где предполагается размещать промышленные объекты, уже частично обустроены: к ним подведены инженерные сети и транспортные коммуникации, а рядом находятся городские кварталы.
В Комсомольске мне показали одну из таких площадок под символичным названием «Парус». Громадный пустырь на стыке Центрального и Ленинского округов города, где в советские времена собирались строить крупный оборонный завод. Не исключено, что как раз здесь через два-три года начнется масштабный выпуск изделий, предназначенных для производства Суперджетов и другой перспективной авиатехники. Компания «Гражданские самолеты Сухого» и авиационный завод имени Гагарина станут основными покупателями «торовской» продукции, хотя будет тут выполняться работа и по заказам Амурского судостроительного завода, других предприятий.
Масштаб задач, которые нужно решить в крайне сжатые сроки, впечатляет. По информации Минвостокразвития РФ, создание территории опережающего развития в Комсомольске-на-Амуре потребует вложения десятков миллиардов рублей частных и бюджетных инвестиций, но зато и отдача впоследствии будет весомой — в виде солидной прибавки ВРП, роста бюджетных доходов, появления нескольких тысяч новых рабочих мест.
Стоит отметить, что проект ТОСЭР предусматривает строительство не только заводских корпусов, но и арендного жилья, фешенебельной гостиницы, торговых, культурно-развлекательных, спортивных и прочих социальных объектов. Причем, как обещают власти, пользоваться ими смогут абсолютно все комсомольчане, а не только работники особой зоны. Это, кстати, ответ тем досужим критикам, которые опасаются появления в городской черте своего рода «элитных социальных резерваций».
— ТОСЭР должна способствовать созданию благоприятных условий проживания для всех без исключения жителей города, — убежден мэр Комсомольска Андрей Климов.
С этим согласен и 1-й заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики Николай Брусникин.
— Базовый приоритет для нас – сохранение и преумножение численности населения, повышение качества жизни в Комсомольске-на-Амуре. То есть, не производство ради производства, а люди, социальная среда, качество жизни – вот то ключевое, ради чего вся эта деятельность сейчас идет, — четко обозначил чиновник позицию региональных властей.
Для работы на предприятиях ТОСЭР потребуется найти несколько тысяч высококлассных специалистов. В условиях кадрового голода, который сегодня испытывают практически все ведущие компании города, включая авиационный и судостроительный заводы, это ой как не просто сделать. О переманивании рабочих с действующих производств не может быть и речи. Поэтому основной упор будет, вероятно, сделан на привлечение квалифицированных кадров из трудоизбыточных регионов страны. Магнитом тут, помимо высоких зарплат, может стать быстрое решение «квартирного вопроса» и создание в городе комфортной среды обитания.
В конечном итоге, по мнению губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, «формат территории опережающего развития будет важным механизмом по закреплению населения в крае».
Пришло время расправить «паруса» и наполнить их ветром конкретных действий.
© Сергей АКУЛИЧ.
Фото автора.
Москва – Комсомольск-на-Амуре.
10.12.2014 г.
Начало темы — ТОР-на-Амуре.
Приятно читать такие статьи — подбадривающие. Где-то в глубинке страны и Жизнь кипит! Здорово как. Спасибо за позитивную информацию. Сейчас она на вес золота!
Как красиво! «Пришло время расправить «паруса» и наполнить их ветром конкретных действий». Вдохновляет! Да!