Просто удивительно, насколько схожа судьба Валентины Легкоступовой с судьбой другой «белой вороны» российской эстрады – Вики Цыгановой. Обе выросли в поющих семьях, окончили музыкальные школы. Обе достаточно рано познали вкус славы, любовь народную. И обе оказались на задворках масс-культуры, поскольку не желают жить по правилам отечественного шоу-бизнеса. Возможно, виноват строптивый свободолюбивый характер, не терпящий серости и зависимости.
А начиналось все в Хабаровске…
Говорят, характер закладывается не только в генах, в семье, а и связан с энергетикой места, где человек появился на свет. Родина обеих певиц – город Хабаровск. Правда, если Цыганова прожила там 17 лет, то Легкоступова — всего 3. Но именно в Хабаровске, уверяет Валентина Валерьевна, она впервые осознала, что ее будущее — на сцене.
Начиналось прямо с какой-то мистики. Еще до рождения дочери цыганка нагадала матери Валентины, что будущий ребенок станет звездой. Возможно, предсказание строилось на том, что оба родителя были профессиональными артистами: мама Галина Симонова – исполнительница русских народных песен, а отец Валерий Легкоступов – баянист, композитор. Куда ж их чаду идти, как не на сцену? Логика железная!
И действительно – с первых мгновений жизни буквально все настраивало на этот путь. Девочка росла в песенно-музыкальной атмосфере. Еще не умея толком говорить, подпевала маме на репетициях народного хора под папин аккомпанемент. А свои первые «сольные концерты» давала в хабаровских автобусах по дороге в детский садик, срывая аплодисменты пассажиров.
В 1969 году родители переберутся в Крым, в Феодосию, где Валентина получит музыкальное образование по классу скрипки. В родной Хабаровск она вернется лишь однажды в конце 1980-х — на гастроли — уже в ранге эстрадной звезды, исполнительницы суперпопулярных тогда хитов «Ягода-малина», «Капля в море», «На теплоходе музыка играла»…
С тех пор хабаровчане знаменитую землячку воочию не видели. Почему? Все просто: Легкоступова ужасно боится авиаперелетов. Даже навестить родственников, доныне живущих в Хабаровске, по этой причине не решается.
— Но тут такой повод впереди – 155-летие родного города. Нет желания приехать, спеть землякам, пересилив страх перед полетами? – интересуюсь у певицы.
— Нужно очень сильно захотеть, чтобы я приехала, — смеется Легкоступова. — Жду приглашения! А пока поздравляю всех хабаровчан с предстоящим праздником. Пожелания простые: терпения вам, разума, воли и здоровья, конечно. И побольше радости, побольше хорошей музыки и поменьше огорчений!
Почему гаснут звезды?
«Если звезды гаснут, значит это кому-нибудь нужно», — говорит певица, перефразируя Маяковского. Речь о себе и таких, как она, вспыхнувших на эстрадном небосклоне да вдруг померкших.
Кому помешал свет ее звездочки, Валентина Легкоступова говорить не хочет категорически, но молва связывает угасание творческой карьеры певицы с именем Аллы Пугачевой. Якобы та однажды крепко осерчала, узнав, что Раймонд Паулс доверил «ягоде-малине» исполнить песни, предназначенные для самой примадонны. После этого сотрудничество с композитором расстроилось, Легкоступову перестали звать на телевидение. А если тебя «не показывают», то тебя как бы и нет, да? Косвенный признак былых баталий – пожелание, которое Валентина Валерьевна адресует Алле Борисовне: «Я желаю этой замечательной певице здоровья, счастья, долголетия — и творческого, и жизненного, — чтобы все в ее жизни было хорошо!».
— Никогда не надо ни на кого затаивать злобу и обиду. Как господу Богу угодно, так он и распорядился. Значит, так нужно было. Все испытания нам даются тоже не просто так, — разъясняет свое миролюбие Легкоступова.
Впрочем, она не настолько смиренна, чтобы сносить безропотно удары судьбы:
— Я не отношусь к категории тех людей, которые, получив удар с одной стороны, подставят другую щеку.
Пускай сама в ответ и не даст сдачи, но отношения с обидчиком разорвет. Может, поэтому у нее немного друзей в шоу-бизнесе, где интриги – обычное дело, а порядочность и независимость взглядов зачастую воспринимаются как помеха для карьеры.
Удача улыбается подготовленным
Мы разговариваем в учебной аудитории «Гнесинки» – Российской академии музыки имени Гнесиных, где звезда советской эстрады 80-х Валентина Легкоступова преподает на отделении эстрадно-джазового вокала. Пару раз в дверь просовывается чья-то голова; скоро занятия, но время еще есть. Поэтому продолжаем.
— Верите ли вы в судьбу?
— Я верю в судьбу, но знаю, что без труда ничего не получится. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно мы делаем выбор в ту или иную сторону. Судьба только дает шанс…
— …И как им человек распорядится – уже зависит от него?
— Да. Знаете, есть такая хорошая поговорка: удача улыбается подготовленным. Вот когда к тебе фортуна повернется лицом, ты должен быть готов к встрече с ней.
— Вы ждете, что она вновь повернется к вам?
— Я не жду. Я живу.
— Фортуна вас врасплох не застанет – вы готовы?
— Я абсолютно готова. Я всегда четко знаю, что мне делать, и иду своей дорогой.
— Ни о чем не жалеете?
— Абсолютно! И об ошибках не жалею…
— Были ошибки, за которые стыдно?
— За которые стыдно – нет. Я подлым человеком никогда не была. Мне кажется, что стыдно может быть только за одно – за подлость. За предательство. Я никого не предавала и никогда не поступала подло по отношению к людям.
Счастливый билет
Свой взлет на эстрадный Олимп в 80-х Валентина Легкоступова не считает предопределенным, хотя и готовилась к этому все предыдущие годы. По словам певицы, «любой успех на сцене – лотерея». В том смысле, что может выпасть счастливый билет, если повезет.
Фортуна повернулась к ней лицом композитора Вячеслава Добрынина, который предложил 20-летней певице исполнить свою новую песню. К тому времени Валентина уже училась в Гнесинке на курсе профессора Иосифа Кобзона и успела завоевать вторую премию на престижном фестивале «Юрмала-86», где ее заприметил сам маэстро Раймонд Паулс.
Премьера «Ягоды-малины» состоялась на «Голубом огоньке» в ночь на новый 1987 год. Песня сразу приобрела бешеную популярность. И с тех пор вот уж четверть века является визитной карточкой певицы.
— Если мне с телевидения звонят с просьбой принять участие в какой-то программе, я даже не спрашиваю, какую песню петь, — улыбается Легкоступова. — Потому что совершенно точно – «Ягоду-малину». Ну, обижаться не за что. Эта песня сделала меня популярной. Я безмерно благодарна за это.
Она не обижается за клеймо «певицы одной песни», которое ставят на ее творчестве менее удачливые коллеги. Дай Бог каждому из них такую песню, говорит она. А вообще, репертуар Легкоступовой разнообразен: тут и эстрада, и фольклор, и джаз, и классика в современной обработке, и вокализ – пьесы для голоса без слов. Послушайте хотя бы «Чардаш» Монти в ее виртуозном исполнении и поймете, что звание Заслуженной артистки России, которое она получила в 2001 году, действительно заслуженное.
— Вы, как я знаю, еще и сочиняете?
— Да нет. Один раз случайно получилось с песней «Я другая». Написала музыку и стихи, сидя в машине в пробке. 10 минут – и все! Потом больше озарений не было, — смеется Легкоступова.
На крыльях любви
— Как-то вы сказали, что таланты нужно окрылять. В свое время вас окрыляли Иосиф Кобзон, Раймонд Паулс, Вячеслав Добрынин… А кого сегодня окрыляет сама Валентина Легкоступова?
— Своих учеников. Я их обожаю, лелею, пестую. Но – очень жесткая я в профессии! Жесткая. Потому что считаю, если ты выходишь на сцену, то должен досконально знать все, должен быть суперпрофи. Поэтому на занятиях с моих учеников буквально семь потов сходит. Каждый – это алмаз, требующий определенной огранки, и я в ответе за их судьбу. Вот у меня роскошная девочка выпустилась – Юля Пак, которая по диапазону своему — как Уитни Хьюстон. Невероятно талантливая! Сейчас она получает главные роли в мюзиклах в Москве, но я ее больше вижу как сольную исполнительницу. Великолепный артист Илья Васильев. Просто фантастическая девочка Олеся Ковалева – она работает в коллективе у Лаймы Вайкуле. А вообще, талантливым ребятам сегодня сложно найти работу по профессии. Поэтому, когда они приходят ко мне в класс на первое занятие, я сразу без прикрас объясняю, что их может ждать в дальнейшем. Сейчас балом правит бизнес, а не шоу, и очень трудно человеку, обладающему талантом, пробиться сквозь этот бизнес. Случалось, уговаривала не продолжать обучение.
— Но свою дочь отговорить не удалось…
— Не удалось. Доченьке 22 года, зовут Анэтта, она студентка 4 курса эстрадного отделения Академии имени Гнесиных. Замечательный человек. Добрая, отзывчивая. И с голосом у нее все в порядке. Это я как профессионал говорю. К сожалению, не могу ей больше ничем помочь, кроме того, что научить владеть профессией. За это отвечаю. А как дальше будет, опять же – лотерея, если ей удастся вытащить свой счастливый билет. Мы предполагаем, а Бог располагает.
— Сын, наверное, тоже хочет стать артистом?
— Матвею пока 12. Такой бесшабашный возраст! Влюблен в компьютеры. Но у него есть врожденные актерские качества, поскольку и папа, и дедушка – тоже эстрадные артисты. Думаю, из него получится хороший человек. Во всяком случае, мы с мужем на самотек ничего не пускаем и следим за тем, как развиваются наши дети.
— Супруг является вашим концертным директором?
— В шоу-бизнесе такие странные наименования! Ну, пусть будет так. Вообще, Алексей — артист разговорного жанра, закончил ГИТИС. Собственно, как и его отец – Заслуженный артист России Юрий Григорьев.
— Вы преподаете, и в то же время продолжаете давать концерты…
— Слава тебе, господи, даю! Для меня это как кислород.
— Корпоративы, юбилеи, провинциальные города?
— Все, что хотите. А какая разница? Везде люди. Везде одинаково заслуживающие внимания люди. И мне абсолютно все равно – выходить в Колонном зале на сцену или в клубе маленькой деревушки где-нибудь в Смоленской области. Для меня одинаковый народ и здесь, и там.
— А вы для народа? Как вас встречают зрители?
— Знаете, я очень счастливый человек. Несмотря на то, что меня долгое время нет на экранах телевидения – или изредка мелькну там с одной и той же песней – несмотря на это, меня помнят, любят. И я очень ценю эту любовь. Я ее чувствую на протяжении всей своей жизни. Поэтому мне грех жаловаться на судьбу. У меня очень яркая жизнь. Спасибо за это. Спасибо за каждый прожитый день!
©Сергей АКУЛИЧ.
Фото автора.
29 апреля 2013 г.