На Дальнем Востоке вот-вот появятся первые ТОРы или ТОСЭРы — территории опережающего социально-экономического развития. Проект федерального закона, регулирующего их создание и деятельность, сегодня проходит через «горнило» Госдумы, и его скорое принятие, по замыслу авторов, даст «зеленый свет» крупномасштабному освоению макрорегиона.
Пока законодатели отшлифовывают юридические формулировки, деловые люди, практики, не теряя даром времени, готовятся к грядущей «торизации». О том, как идет подготовка к созданию ТОРа в городе Комсомольске-на-Амуре, я попросил рассказать 1-го заместителя Министра по развитию Дальнего Востока Александра Осипова.
— Александр Михайлович, выступая недавно на «правительственном часе» в Совете Федерации, вице-премьер правительства России и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев упомянул Комсомольск-на-Амуре как одну из перспективных площадок, где планируется создать территорию опережающего развития. Входит ли организация там ТОРа в приоритеты Минэкономразвития?
— Да, для нас это является приоритетным проектом сейчас.
— В числе тех пяти, что отобраны для реализации?
— Да, но число 5 не сакральное. Пока мы считаем, что организационно и финансово справимся с 4-5 ТОРами, учитывая просто гигантские размеры региона, большие инфраструктурные сложности и наши финансовые возможности. Юрий Петрович Трутнев нас ориентирует на осмысленные и исполнимые действия в этой части, поэтому мы стремимся выбирать приоритеты по ряду показателей. Территория Комсомольска-на-Амуре им соответствует.
— По каким критериям был сделан выбор в пользу Комсомольска?
— Для нас самыми главными являются три критерия. Это ожидаемое соотношение частных и бюджетных инвестиций. Соотношение ожидаемых бюджетных доходов и бюджетных инвестиций. И третий – ожидаемый объем вклада в прирост валового регионального продукта.
Но есть еще ряд условий, также учитываемых при отборе приоритетных ТОРов. В первую очередь, это наличие инвестиционного спроса. То есть, необходимы частные инвесторы, у которых есть интерес запустить именно там новые производства. Второе – явная экспортная ориентированность выпускаемой в ТОРе продукции. Третье условие – явный экономический и социальный эффект, который мы рассчитываем получить в виде роста ВРП, создания новых современных рабочих мест с высокой заработной платой, прироста бюджетных доходов, развития местного и регионального рынков… По наличию этих условий Комсомольск также является у нас одним из лидеров.
— Что уже конкретно сделано для создания в Комсомольске территории опережающего развития?
— Около 8-9 месяцев мы совместно, в первую очередь, с Объединенной авиастроительной корпорацией, с компанией «Гражданские самолеты Сухого», с правительством Хабаровского края отрабатывали вопросы подтверждения инвестиционного спроса, выявляли, какие проекты и какие виды производств необходимы для самолетостроения, судостроения, для нужд города. Разговаривали с потенциальными резидентами, которые могут эти производства создать.
Второе – мы выявляли площадки, подходящие для создания территории опережающего социально-экономического развития. То есть, нам требовалось определить участки, где будут размещаться новые промышленные производства. И нам нужно было определить участки для размещения социальных объектов и объектов жилищного строительства.
Мы изучали разные площадки внутри города и вокруг города. Совместно с муниципалитетом и субъектом Федерации смотрели, какие из них наиболее рационально использовать. Сейчас выбор таких площадок завершается, и через какое-то время мы сможем сообщить результаты.
— Поскольку там будут, кроме промышленных, еще и социальные и жилищные объекты, получается, что ТОР – это своего рода мини-город?
— Микрорайон — скорее, так. Но это, конечно, не значит, что вот эту часть города мы будем улучшать в социальном плане, а все остальное игнорировать. Нет. Наша задача – добиться, чтобы городская среда в целом становилась более современной, привлекательной для жизни. У нас здесь подход практический и рациональный. Вот, скажем, если жителям нужен современный кинотеатр, мы построим его там, где это рациональнее для города, а не обязательно в границах территории опережающего развития.
— По мере того, как предприятия, собранные в ТОРе, начнут работать и приносить прибыль, по мере возникновения новых производственных и социальных потребностей будут ли границы этой территории раздвигаться?
— Да, совершенно верно вы уловили. Внутренняя интенсификация и внешнее расширение — это естественное свойство правильно запущенной территории опережающего развития. Мы такие примеры видим, собственно говоря, и в Китае, и в Корее, Сингапуре и т.д. Начинали они с нескольких десятков гектаров площадей, а сейчас простираются на сотни квадратных километров. Здесь у нас такая же идеология.
— То есть, в перспективе и весь Комсомольск-на-Амуре может превратиться в город – ТОР?
— Это вполне рациональная идея, которую стоит рассматривать, и, по-видимому, в свое время она будет обязательно рассматриваться.
— Пока же, как я понимаю, речь идет о распространении льготных режимов только на вновь создаваемые производства?
— К такому консенсусу пришли в правительстве страны. В первую очередь, специальные режимы, упрощенные режимы нужны для тех, кому сложнее всего, для тех, кто пытается начать с чистого листа, с пустого места, и обостренно испытывает на себе все проблемы, которые существуют на Дальнем Востоке: чего-то постоянно не хватает, что-то недообустроено, нет каких-то видов инфраструктуры, имеются проблемы с кадрами и так далее. Поэтому концентрация усилий, прежде всего, на тех, кто пытается запустить новые проекты.
— Есть уже потенциальные инвесторы, которые готовы вложиться в эти проекты?
— Да, есть. Это вообще была отправная точка – выявление таких людей.
— Кого-то можете назвать персонально?
— Я прошу меня извинить, но деньги, как известно…
— …Любят тишину.
— Абсолютно верно! Инвестиции – это ведь немалые деньги. И люди, принимающие решения об инвестициях, естественно, пока не заинтересованы в огласке своих планов и хотят избежать даже минимального воздействия на себя со стороны конкурентов. Необходимо полное спокойствие в принятии решений, трезвость в расчете и уверенность в обоснованности вложений. Мы, конечно, стремимся создать для них комфортные условия в этой части.
— Уже есть понимание, какая продукция будет выпускаться в ТОРе Комсомольска-на-Амуре?
— В первую очередь — это узлы, агрегаты, детали, другие виды продукции и промышленных услуг, которые будут поставляться в компанию «Гражданские самолеты Сухого», на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, на Амурский судостроительный завод и прочие предприятия. Могут находиться в ТОРе и общие легкие производства, работающие для удовлетворения текущих нужд города и Хабаровского края. Свою задачу мы видим в том, чтобы помочь в развитии этих компаний, создавая для их работников благоприятные экономические, социальные и жилищные условия.
— Когда реально заработает ТОР в Комсомольске и каковы ожидаемые сроки окупаемости проекта?
— Закон о территориях опережающего социально-экономического развития в случае принятия в этом году Государственной думой начнет действовать, возможно, с 1 февраля или даже марта 2015 года. Затем мы приступим к разработке проектно-сметной документации, к подписанию соглашений с компаниями-резидентами, проведению других мероприятий. Какие-то объекты инфраструктуры, наверное, сможем построить уже в следующем году, а сооружение промышленных зданий, видимо, перейдет на 2016 год. Но мы стремимся ускорить процесс.
Так что, реальный запуск производства ожидается в 2016-2017 годах. Что касается сроков окупаемости проекта, то те предварительные расчеты, которые мы сделали — пока не имея проектно-сметной документации, показывают: срок окупаемости может быть в пределах 5-8 лет. Это очень маленький срок для такого рода проектов, но он вполне реальный. Главный вопрос, который здесь у нас возникает, связан с тем, что те высокотехнологичные производства, которые мы сейчас рассматриваем – они требуют строительства промышленных зданий. Вот это утяжеляет проект. И второе, что утяжеляет – это, конечно, социальные и жилищные объекты. Но мы идем на это, концентрируя все ресурсы – бюджетные и частные, поскольку только так можно эффективно решать вопросы развития города.
— Вице-премьер Трутнев сообщил, что из федерального бюджета на создание пяти дальневосточных ТОРов выделено 42 млрд. рублей.
— Да, на 3 года.
– Всем поровну? Сколько достанется Комсомольску?
— Все будет идти от практики. Где-то, к примеру, надо строить порт, причальные стенки – значит, там и больше расходы. В Комсомольском ТОРе таких дорогих работ не предусматривается, поэтому каких-то гигантских объемов капитальных вложений в этой части не будет. Мы смотрели – большинство видов инфраструктуры там есть. Нам предстоит только инженерно дообустроить территорию. Ну и, конечно, начать там возведение промышленных зданий, о чем я уже говорил.
— Какое количество рабочих мест предполагается создать в ТОРе?
— На первом этапе, который будет длиться от 3 до 5 лет, будет, по нашему мнению, создано от 2,5 до 6 тысяч высокопроизводительных современных качественных рабочих мест. Это именно в цехах, в самой территории опережающего развития. Но опыт азиатских стран и наш отечественный – Калужской области, Татарстана, Ульяновской и Ленинградской областей, где успешно действуют особые экономические зоны, индустриальные парки, показывает, что на каждое рабочее место, созданное в таких зонах, приходится до шести новых рабочих мест за их пределами. Ведь появляется спрос на транспортно-логистические услуги, на поставки грузов, на обеспечение питанием, на подготовку кадров и так далее. Плюс, благодаря появлению новых производств, возрастает загрузка местных энергетических, коммунальных, транспортных организации – и они также создают у себя дополнительные рабочие места.
— Существуют ли моменты, которые мешают Минвостокразвития решать поставленные задачи?
— В решении всех вопросов мы очень плотно и продуктивно взаимодействуем, в первую очередь, с правительством Хабаровского края, непосредственно с губернатором Вячеславом Ивановичем Шпортом. И меня просто очень обнадеживает, что ТОР — личный приоритет для главы региона. Это залог того, что своевременно будут решаться все вопросы, что все необходимое для реализации проекта будет сделано и со стороны федеральных органов, и со стороны субъекта РФ. Хорошие деловые отношения сложились у нас и с муниципальными властями Комсомольска-на-Амуре. Также очень плодотворно работаем с руководством Объединенной авиастроительной корпорации. Думаю, если такое обнадеживающее взаимодействие между участниками проекта сохранится на протяжении всего периода создания ТОРа, мы все очень быстро и хорошо сделаем.
© Сергей АКУЛИЧ.
Москва – Комсомольск-на-Амуре.
Фото автора.
25.11.2014 г.
Продолжение темы — Парус для Комсомольска.
НУ ПРЯМ НЬЮ-ВАСЮКИ. Прошло уже полгода 2016, ТИШИНА.
А как говорили, сколько совещаний провели. Словоблудие одно.
Ничего не будет.