Толстолобик, ленок, кета, щука… — наверное, целый косяк водных обитателей пошел на изготовление ульчского национального халата из рыбьей кожи, который я увидел на ВДНХ в дни проведения здесь международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера 2015».
Вот уж действительно — сокровище, если учесть стоимость наряда, о которой говорят шепотом. И то: продукт высокой национальной моды! полтора года исключительно ручной работы!
Купить подобное произведение декоративно-прикладного творчества будет по карману разве что людям с достатком или каким-нибудь художественным галереям. Почти такой же халатик (но с перламутровыми пуговицами ©) — только из кожи налима, недавно приобрел Пекинский национальный музей.
Между тем, для автора всех этих шедевров Людмилы Хатхил из села Булава, что расположено в Ульчском районе Хабаровского края, шитье экзотической одежды — не профессия, а хобби. Хотя и очень близкое к ее теперешней работе: она — директор сельского центра национальной культуры.
Опыт рукоделия у Людмилы Борисовны не велик. Только в 2008 году закончила школу декоративно-прикладного искусства. Но, как видно, педагоги и ульчский Бог вложили в ее душу такую меру таланта, что уже через три года она занимает первое место в номинации «Лучший костюм народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» на международном конкурсе в Москве. А спустя еще пару лет побеждает на 1-м Евразийском конкурсе высокой моды национального костюма, который проходил в Якутске.
«Победит и теперь», — размышляю я, осторожно прикасаясь к нежно-бархатистой поверхности халата. — «Неужели это рыбья кожа?»
— Значит, высокая мода существует и в национальной одежде? — удивляюсь. — То есть, вы можете отходить от народных традиций и делать что-то по-своему?
— Да. Делать по-своему. Например, у меня есть молодежная коллекция: сарафан из рыбьей кожи с жилетиком-болеро, декорированный орнаментом…
— В магазинах это не продается?
— Нет — дорого, — смеется ульчская искусница. Грустно.
А какова цена тотемного столба, венчающего стенд Хабаровского (к)рая, вообще, наверное, глупо спрашивать.
Трехметровое резное чудо с крылатым божеством на вершине — дело рук Ивана Росугбу, соплеменника и односельчанина Людмилы Хатхил.
— Этот столб — модель ствола мирового Древа Жизни, который соединяет три сферы бытия: нижний мир, средний мир, в котором мы живем, и верхний мир, — расшифровывает мастер коды, заложенные в структуре и орнаменте своего произведения. — Вся наша мифология говорит, что люди и звери, и весь мир — все подчиняются единому закону. Поэтому мы, соблюдая космический закон, тем самым сохраняем самих себя. Сохраняя живой мир, мы сохраняем самих себя. Вот главная идея тотемного столба.
Пожалуй, каждый из сотен народных мастеров, приехавших в Москву на выставку, мог бы рассказать схожую историю о своем «сокровище».
В 69-м павильоне ВДНХ, где проходило действо, просто глаза разбегались от обилия и разнообразия экспонатов, которые принято называть «предметами декоративно-прикладного искусства». На самом деле — это кусочки жизни аборигенных народов, бережно хранимые и воспроизводимые ими в течение веков.
Самобытность как она есть.
© Сергей АКУЛИЧ.
Фото автора.
Всегда не очень любила подобные выставки, казалось, это скучно… Но читая данный материал, убеждаешься в обратном! Очень интересные факты! Сколько в мире чудес, а мы и не знаем. Вот бы еще в раю побывать как-нибудь. Теперь-то я знаю, где он находится. В Хабаровском крае! Спасибо за увлекательный текст, Сергей Николаевич
Экзотично как однако. Классный фоторепортаж.