Особый космос

Космические истории

Назовем его Николай Иванович. Что он бывший особист, офицер военной контрразведки, я узнал только после выпускных экзаменов в институте, где мы вместе год учились. За «обмывом» новеньких дипломов он и расскажи несколько забавных историй о своей ратной службе на Байконуре. Хотите  — верьте, хотите — нет!

Солдат-космонавт Гавриков

Служил на космодроме Байконур в начале 90-х солдат-сибиряк по фамилии Гавриков. Очень щуплый был, но зато имел мощный бас. И была у него привычка по всякому поводу говорить: «НЕ ПОНЯЛ!» Получалось громко и смешно, учитывая его тщедушное телосложение.

Однажды Гавриков стоял на тумбочке, был дежурным, то есть. И зашел в казарму какой-то генерал. Дежурный среагировал, гаркнув  положенную команду,  да так, что генерала передернуло. «Ты что орешь!!» — «НЕ ПОНЯЛ!» — пророкотал в ответ солдатик.

После этого Гаврикова закрепили за свинарником (в части имелось подсобное хозяйство). Правда, со временем он пошел на повышение — в коровник. Но служить на космодроме, убирая скотское дерьмо, как-то не романтично, согласитесь. Об этом маме с папой в деревню писать?!

О чем были письма Гаврикова, космодром узнал, когда из Москвы прибыла комиссия, группа корреспондентов и мать солдата. Оказывается, это она подняла тревогу, получив очередную весточку от сына. А писал он примерно следующее:

«Здравствуй, мама! Наверное, это мое последнее письмо и мы никогда больше не свидимся, потому что скоро я отправляюсь в космический полет. Ты думаешь, летают космонавты? Нет, это опасно, они только фотографируются, а на самом деле посылают нас, простых солдат…»

Надо сказать, что как раз в это время пресса сообщила о предстоящем запуске ракеты. И мама Гаврикова всполошилась. Поехала в Москву, подняла шум, где только можно. Вот и снарядили военные в Ленинск особую комиссию. Приходят, значит, на скотный двор: «Ну-ка, Гаврикова сюда!» Тот выходит из коровника – маленький, грязный, в огромных резиновых сапогах: «НЕ ПО-ОНЯЛ!». Космонавт растакой.

Ракета на старте
Ракета на старте. Фото Сергея Акулича

Взрыв на старте

Профессия космонавта, действительно, опасная. Об этом в нашей печати не сообщалось – о гибели российско-французского экипажа. Ракета уже стояла на стартовом столе, двигатели запущены, до старта 60 секунд, начался обратный отсчет. И тут не выдержали нервы у француза – он запустил механизм отстрела головной части, где находилась капсула с космонавтами. Эта система спасения предусмотрена в случае чрезвычайных ситуаций: при катапультировании капсула отлетает метров на 70-80 от ракеты и на парашютах опускается на землю.

Это в теории. На практике отстрел произошел, но парашюты почему-то не раскрылись Капсула упала прямо на бетонный колпак, экипаж погиб.  На ракете же сработал механизм самоуничтожения. Взрыв был такой силы, что газик оцепления, в котором находился наш Особист (примерно в полутора км от стартового стола) отбросило взрывной волной на несколько десятков метров.

Шакалы

Одна из опасностей, подстерегавших байконурцев и ленинцев (обитателей прикосмодромного городка Ленинска), — шакалы. Их стаи хитры и безжалостны, особенно, если вожаком избрана одичавшая собака. Их жертвами становились овцы и коровы (за 2 часа одни кости). А однажды насмерть загрызли девушку из столовой.

На уничтожение одной такой стаи и отправилась команда под началом Особиста. Нашли, остановились метрах в 200 и начали палить по зверям из пулемета. Шакалы поначалу врассыпную, но потом, ведомые собакой-вожаком, сами атаковали грузовик, в котором находились люди. Мертвая зона – пулеметом не достать. А дикие псы пытаются запрыгнуть в кузов, грызут яростно шины.

Особист принимает решение отступить, но, как назло, двигатель не заводится. Наконец тронулись, а стая – в погоню. И только возле самого Ленинска шакалов отсекли автоматчики с вышек. Стая после этого исчезла из окрестностей.

Непорочное зачатие

На территории воинской части – женское общежитие, где обитают 8 работниц воинской столовой. Мужчинам туда хода нет категорически. Тем не менее, девушки периодически «залетают», уходят в декрет, а вместо них набирают новых сотрудниц, но вскоре и они оказываются  на сносях. Дабы исключить сексуальные контакты, окна общаги заварили решетками, по вечерам комендант лично запирал здание на замок, но все тщетно. Об этом «полтергейсте» узнали в Москве: что за дела, разберитесь! Особый отдел, как не старался, никаких лазеек и возможностей не обнаружил. Девчата молчали, как рыбы.  Подозревали поначалу, что грешит комендант общежития, но тот, к счастью для него, оказался импотентом.

Секрет раскрыли случайно.

В этой же части служил офицер, любивший выпить. Причем, пил он чистый спирт —  стаканами, как воду. Однажды ночью офицер остановился пописать под стеной дамского общежития. В процессе поднял голову, чтобы посмотреть на звезды. И обмер – метрах в шести над головой висел черный человек. «Ну, все – допился! Глюки начались», — подумал он и пошел делиться открытием с собутыльниками. Те вышли во двор, посмотрели на звезды – никто не висит. Ну, точно, глюки!

Утром любитель спирта отправился в санчасть за лекарствами, а потом честно рассказал о своей беде командованию. Командование вышло на место, посмотрело над головой и – расхохоталось. Здание общежития стояло рядом с пожарной частью. На пожарке – параболическая телевизионная антенна, а от нее был переброшен кабель на крышу девической обители. Вот по нему и лазили переносчики сперматозоидов. Комендант припомнил, как когда-то девчата просили укрепить кабель, дабы не порвало ветром и не помешало смотреть любимые сериалы. Укрепили, выходит, на совесть!

Наглость и «Буран»

Как-то Особист пошел в цех за новым газиком-уазиком. В Ленинске кругом охрана да посты. Проходит один пост – никто документов не спрашивает, второй, третий. Возле огромного ангара два солдата с автоматами, даже калитку открыли, пропуская вовнутрь.

Заходит, видит – огромный цех, собирают космический корабль «Буран». Постоял, полюбовался. Тут только на него обратили внимание. Подбегает офицер: Кто такой? Почему здесь? Пропуск! – Да я за машиной пришел! В общем, задержали нашего Особиста, повели в другой особый отдел разбираться, с какой целью он проник на сверхсекретный объект… Спрашивают караульных: почему пропустили? – Да он так нагло шел, думали – свой! Всех караульных офицеров после этого инцидента уволили из армии.

Космический корабль Буран
Космолет «Буран» на приколе. Фото Сергея Акулича

Другая встреча с «Бураном» произошла несколько позже на аэродроме, куда корабль  вернулся после своего первого и единственного полета в космос. Особист ехал на грузовике… прямо по взлетной полосе. Вдруг смотрит – прямо по курсу впереди катится космический корабль «Буран». Грузовик остановился – «Буран» остановился. Подбегает какой-то офицер: Как вы здесь оказались?! – Да вот, едем по своим делам…

Разъехались.

В гостях у «Сатаны»

Изучая свои владения, Особист как-то отправился на заброшенный объект – комплекс подземных сооружений, предназначенный для запуска ракет СС-18 «Сатана». Ракеты по договору с американцами уничтожили, а 30-метровую стартовую шахту взорвали. Но помещения были целы, и Особист решил все посмотреть своими глазами.

Оставив солдат с машиной наверху, сам пошел вниз. И – заблудился. 7 часов бродил по галереям на шести подземных этажах. Подмогу вызвать не мог, потому что рация здесь не работала. Думал – все. В одном месте уловил ток воздуха и вышел к решетке вентиляции. Заработала рация. Просигналил наверх. А там уже паника – исчез офицер. «Вы где?» — «Не знаю, здесь какая-то вентиляционная решетка». Вертолет доставил схему объекта. В общем, нашелся.

© Сергей АКУЛИЧ. 

Поделись с друзьями!
Оставьте свой комментарий:
Один комментарий
  1. гость

    НУ МАЛЕНЬКИЕ БОМБОЧКИ-РАССКАЗИКИ.ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫЕ И ПРАВДУШНЫЕ.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.