Говорят, западный и восточный берега Байкала расходятся со скоростью 2 см в год. Соответственно, Дальний Восток неуклонно «отползает» от остальной России. И наоборот. При таком «дрейфе» через миллионы лет самое глубокое на планете озеро перерастет в океан, расколов тем самым старушку-Евразию.
Но если течению геофизических процессов помешать невозможно, то геополитическое «расхождение материков», остановить все же реально.
Кто остановит «расхождение материков»?
В последнее время мы стали свидетелями усилий, которые предпринимают российские власти, дабы удержать Забайкалье и Дальний Восток от сползания на эродированную обочину государства. Главной «скрепой» являются, естественно, деньги. Только за минувший год в экономику и социальную сферу восточных территорий было вложено почти 250 млрд. рублей. Проект Государственной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года предусматривает еще больший масштаб финансирования – 9 триллионов; 3 из которых – средства федерального бюджета, а 500 миллиардов – доля регионов. Все прочее – ожидаемый вклад частных инвесторов. Но привлечь последних на дальневосточные просторы ой как не просто. Эту задачу попытались решить устроители недавно прошедшего во Владивостоке саммита АТЭС. А 13 сентября эстафету подхватил город Улан-Удэ, где в рамках Байкальского экономического форума (БЭФ) состоялась международная конференция с говорящим названием — «Новая экономика — новые подходы».
То, что строить экономику Сибири и Дальнего Востока надо по-новому, уже очевидно. Старые подходы, когда всем «рулил» Госплан, а потом за дело взялась «невидимая рука рынка», себя не оправдали. Экономическая ткань региона трещала и лопалась по всем направлениям: транспорт, логистика, энергетика, ЖКХ, промпроизводство, социальная инфраструктура… Худо-бедно держались и держатся на плаву только отрасли, связанные с добычей, экспортом природных ресурсов.
На конференции в Улан-Удэ прозвучал такой факт: доля дальневосточных товаров, поставляемых в центральную часть России, сократилась с 78% до 20%. Это ли не наглядное доказательство губительного дрейфа региональной экономики?
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко уверена, что изменить направление движения можно путем формирования в регионе современной транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры, внедряя высокотехнологичные производства и повышая качество жизни населения. Именно такой вектор развития обозначил на саммите АТЭС президент России. А теперь, по словам главы верхней палаты, предстоит конкретизация «дорожных карт», выработка идей и предложений практического характера.
Собственно, этим и занимались в течение двух дней 700 участников улан-удэнской конференции, представляющих 20 регионов России и 15 зарубежных стран. Дискуссии шли в рамках пленарных заседаний и специализированных «круглых столов» (транспорт, энергетика, международная интеграция, кластерные проекты и др.). Итогом стал солидный пакет рекомендаций, которые обещано донести до руководства страны. Учитывая, что в работе форума, кроме спикера Совфеда, принимали участие зампред правительства РФ Аркадий Дворкович и полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, в этом можно не сомневаться.
ГэЧеПисты на марше
Одно из самых интересных обсуждений, на мой взгляд, развернулось за «круглым столом», посвященным вопросам ГЧП – государственно-частного партнерства. Общая позиция чиновников, бизнесменов, законодателей, ученых: ГЧП – важнейшее условие комплексного социально-экономического развития Востока России.
Понимание есть, а вот реальных примеров такого партнерства пока что маловато. Почему? Как считает Виктор Толоконский, одна из причин – несовершенство стратегического планирования. «Не может инвестор прийти в экономику, если нет серьезных, системных, хорошо взаимоувязанных, конкретных планов стратегического развития территории. Готов утверждать, что у нас этого сегодня нет…», — констатировал полпред президента. Важно также совершенствовать механизмы и стимулы для привлечения инвестиций. «Вроде бы все понимают: раз территория требует ускоренного развития, здесь нужны особые налоговые режимы. Происходит все наоборот – налоговая нагрузка на экономику Дальнего Востока и Сибири выше, чем где либо, – самая высокая!», — сетовал Толоконский.
По мнению полпреда, стимулировать надо и местных жителей, чтобы те не уезжали. В частности, он предлагает ввести для восточных регионов страны специальный повышающий коэффициент при распределении «социальных денег». То есть, выделять сюда на каждого жителя вдвое и даже втрое больше средств, нежели в центре России. Учитывая малонаселенность территорий, это не ляжет тяжким бременем на федеральный бюджет, но зато придаст положительную динамику всем процессам, — уверен Виктор Толоконский.
За создание на востоке особых условий для работы и жизни выступает и первый заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров. «Здесь должны быть особые налоговые режимы, особые разрешительные режимы, которые должны касаться всей территории Дальнего Востока и Байкальского региона», — заявил сенатор. По его мнению, это послужит магнитом для привлечения инвестиций: «Деньги утекают в основном на запад, за кордон, а надо повернуть их на свою территорию — на восток».
Касаясь проблем государственно-частного партнерства, Штыров заметил, что в стране до сих пор нет законодательства о ГЧП («Это непаханое поле!»), и пообещал с коллегами ликвидировать пробел «в короткие сроки».
Законодательный порыв нашел полную поддержку заместителя председателя правительства Хабаровского края – министра экономического развития и внешних связей Виктора Калашникова.
«Предложение о принятии закона о ГЧП – более чем актуально, — отметил министр в кулуарах форума. — Сегодня для того, чтобы предоставить инвестору право на реализацию проекта на условиях государственно-частного партнерства, нужно провести два конкурса: на земельный участок и на сам объект, что является очень серьезным барьером. Если закон о ГЧП позволит все это проводить единой процедурой, то он будет крайне полезен». По мнению Калашникова, государство должно брать на себя расходы по строительству инфраструктурных объектов, тем самым «подставляя плечо» инвестору. «Эта тема для Сибири и Дальнего Востока особенно актуальна!».
Директор департамента Министерства экономического развития Андрей Соколов поделился планами своего ведомства разработать специальный закон о развитии Дальнего Востока, который «будет способствовать не только улучшению бизнес-среды, но и качеству жизни на этой территории». Предлагается, в частности, установить налоговые льготы для новых проектов, аналогичные тем, которыми пользуется фонд «Сколково». Не останутся без внимания и граждане: им также предоставят «определенный набор льгот». Чиновник, правда, не сказал, каких именно, но все равно — приятно.
Из иностранных гостей запомнился представитель японского Института исследований Номура Ивао Охаси, который сделал по-русски доклад «Жизнеспособные схемы государственно-частного партнерства для развития Забайкалья и Дальневосточного региона России». Основной посыл выступления: необходимо комплексное развитие территорий. «Должны быть не точки роста, а пространства роста!», — подытожил японский эксперт.
От точек роста — к пространству развития
Очевидно, слова эти оказались созвучны мыслям других участников конференции. Вице-премьер Аркадий Дворкович: «Мы должны создавать не просто точки роста, а пространства развития». Полпред Виктор Толоконский: «Превратим точки роста в пространство развития!»
Если пожелания и лозунги удастся трансформировать в конкретные управленческие решения, подкрепив их бюджетным финансированием и частными инвестициями, то экономика макрорегиона получит мощный импульс.
Среди инструментов, с помощью которых власти рассчитывают перевести на более высокую орбиту процесс преобразований, называются федеральные и отраслевые программы. Речь, во-первых, идет о новой ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года».
Проект программы сейчас находится в стадии «активнейшей разработки», сообщил директор департамента Минэкономразвития Андрей Соколов. По его данным, документ предусматривает, что при реализации крупных инвестиционных проектов государство возьмет на себя функцию создания необходимой транспортной, инженерной, энергетической и другой инфраструктуры, в том числе — социальной.
Второй блок вопросов – это развитие городских агломераций, прежде всего, административных центров субъектов РФ – таких, как Хабаровск, Владивосток, Якутск… Здесь также предусмотрено строительство за счет бюджета инфраструктурных объектов, под которые бизнес сможет развивать свои инвестиционные проекты, связанные главным образом с глубокой переработкой и с применением высоких технологий.
Третье направление программы – создание социальной и прочей инфраструктуры, необходимой для комплексного развития «глубинки». Ставится задача «подтянуть» те населенные пункты, которые существенно отстают в социально-экономическом развитии от региональных столиц. Все это, по задумке разработчиков ФЦП, должно заметно улучшить качество жизни населения, что будет способствовать его закреплению и привлечению новых жителей из других регионов.
Проект новой ФЦП предполагает расходы федерального бюджета до 100 млрд. рублей ежегодно. Однако, для кардинального исправления ситуации даже таких средств недостаточно. Соколов: «Только привлечение частных инвестиций способно решить эту задачу».
Весомый вклад, как ожидается, внесут естественные монополии и крупные компании с государственным участием. Например, Внешэкономбанк со своей «дочкой» — Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона. С помощью его средств сегодня осуществляется проект реконструкции участка железнодорожной магистрали Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань со строительством Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае, а также разработана проектная документация по комплексному освоению Южной Якутии. Очевидно, финансовые возможности Фонда заметно возрастут, если получит развитие идея руководства ВЭБ об использовании в качестве инвестиций пенсионных накоплений граждан…
Пример успешного привлечения частных капиталов на свою «территорию развития» демонстрирует Республика Бурятия. Буквально в дни проведения улан-удэнской конференции здесь состоялось подписание ряда соглашений с инвесторами, в том числе, иностранными, о строительстве промышленных и гражданских объектов на общую сумму свыше 60 млрд. рублей. Опыт, который, наверняка, будет востребован соседями по региону.
© Сергей АКУЛИЧ.
Фото автора.
18 сентября 2012 г.