На дворе разгар марта. Небо голубое-голубое. Солнце приветливо улыбается. Напротив меня — очень симпатичная молодая женщина. И говорим мы, естественно, о весне, а еще о том, как идет по стране коммунальная реформа. Оксана Демченко разбирается в этом, пожалуй, лучше всех, ведь она — директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России.
— Хочу вас поздравить с окончанием зимы и наступлением весны, Оксана Николаевна! Коммунальщики, наверное, могут расслабиться…
— Спасибо, но это только календарная зима завершилась. У нас страна большая, и, если, к примеру, в Краснодарском крае уже скоро будут цвести сады, то, скажем, на севере Красноярского края вплоть до июня лежит снег. Так что, в нашем административном понимании, ОЗП – осенне-зимний период – еще идет и закончится с вариациями по регионам где-то в середине июня.
— Тем не менее, самое трудное для ЖКХ время, очевидно, позади. Что вы можете сказать о работе отрасли этой зимой – выдержала экзамен? И как выглядит на общероссийском фоне Дальний Восток?
— В принципе, ОЗП 2014-2015 идет достаточно успешно, без чрезвычайных ситуаций, Есть, конечно, нарушения, но все они своевременно устраняются. Как по стране в целом, так и в Дальневосточном федеральном округе. Надеемся, что и весна не преподнесет нам жестких сюрпризов.
— Постоянно говорят, что Дальний Восток требует особого подхода, учитывая приоритетность развития этого региона. А у Минстроя есть особый подход к реформированию там системы ЖКХ?
— Любой регион и даже целый федеральный округ индивидуален, имеет набор своих особенностей, традиций, исходных условий, в том числе по части ЖКХ. Однако задачи по развитию отрасли ставятся для всех регионов в равной степени, и никаких исключений, кроме как прямо предусмотренных законом, здесь не предполагается. Не думаю, что нужен какой-то особый подход к Дальнему Востоку, просто необходимо знать и понимать объективные особенности территорий и при работе с ними это обязательно учитывать. Кстати, сейчас каждый регион страны, включая входящие в состав ДФО, принял свою индивидуальную «дорожную карту» развития жилищно-коммунального хозяйства, где подробно по каждому направлению предусмотрел мероприятия, в результате реализации которых будет обеспечено качественное и эффективное развитие отрасли.
Мы всегда обращаем внимание субъектов Российской Федерации на то, что у каждого есть определенные преимущества, которые надо использовать. Вот очень серьезное преимущество ДФО, на наш взгляд, связано с выгодным географическим положением – рядом Китай, Япония… Допустим, приграничная Амурская область имеет больше шансов привлечь иностранных инвесторов, чем, к примеру, Тульская, что расположена в центре России.
— Наше законодательство позволяет работать с иностранными компаниями в сфере ЖКХ?
— Абсолютно позволяет. Никаких ограничений в этом плане нет. Поэтому надо уметь пользоваться своими преимуществами, привлекая в отрасль иностранные деньги.
— На сайте Минстроя сообщается, что сейчас в регионах страны реализуется более 70 инвестиционных проектов на общую сумму 227 миллиардов рублей. Из них свыше 139 миллиардов (61%) составляют средства частных инвесторов. Какова тут доля дальневосточников?
— На сегодняшний день только по концессионным соглашениям в сферу ЖКХ Дальневосточного округа привлечено около 4 миллиардов рублей, включая 591 миллион рублей частных инвестиций. В целом ситуация складывается неплохо. Об этом можно судить и по рейтингу инвестиционной привлекательности субъектов РФ, который мы впервые сделали. Рейтинг содержит комплексную оценку каждого субъекта с точки зрения его готовности к привлечению инвестиций для модернизации коммунальной инфраструктуры. Там порядка 12 основных параметров, на основе которых он формируется. Рейтинг очень живой, позволяет отслеживать текущее состояние дел в конкретном регионе. Любое хорошее действие, которое субъект совершает для привлечения инвестиций, моментально дает плюс в рейтинге и шанс подняться выше.
— И какие позиции у Дальнего Востока?
— В серединке. Пока что Хабаровский край занимает 34-е место в рейтинге, Сахалинская область – 37-е, Магаданская – 39-е, ЕАО – 47-е, Якутия – 52-е, Амурская область – 71-е, Приморский край – 73-е, Камчатский край – 76-е, а Чукотский автономный округ находится в хвосте списка – 82-е место. Вот такая раскладка. Но все может измениться, если кто-то, например, заключит хорошее инвестиционное соглашение и в этот регион придут деньги…
— Один из способов привлечения инвестиций – передача объектов ЖКХ в концессию частному бизнесу.
— Совершенно верно. В том же ДФО сейчас реализуется 75 концессионных соглашений, из которых 41 — в Амурской области, 17 — в Магаданской области, 7 — на Камчатке, 5 — в Хабаровском крае, 3 – на Сахалине и 2 — в Якутии. Объем частных инвестиций пока нельзя назвать огромным, но ведь это только начало. Процесс, что называется, пошел. По данным официального сайта http://torgi.gov.ru, в округе объявлено о проведении еще 32 инвестиционных конкурсов. Опять же, лидирует Амурская область – 16 конкурсов, на втором месте по активности Хабаровский край – 12 конкурсов, по одному проводится в Приморье и Якутии. То есть, власти не бездействуют, что дает нам основания для хорошего прогноза на будущее.
Мы, конечно, обращаем внимание и на те регионы, где пока нет концессионных соглашений. Возможно, они еще в процессе подготовки. А возможно, что на местах не все занимаются этим вопросом. Вот это уже серьезно. Надо, видимо, подталкивать. Ребята, двигайтесь вперед, не ждите отдельного приглашения!
— Для инвесторов, наверное, нужно создавать какие-то особые условия, чтобы вкладывались в коммунальный комплекс? В убыток себе никто ведь работать не будет.
— Главное – обеспечить в регионах реализацию тех федеральных решений, которые создают условия для привлечения в ЖКХ частных инвестиций. Например, своевременная разработка и принятие программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, схем в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, завершение государственной регистрации прав на объекты ЖКХ, которые потом можно передавать в концессию, принятие долгосрочных тарифных решений, чтобы предприятия могли заниматься нормальным финансовым планированием, а также реализация других мероприятий. Раньше, когда тариф утверждался на один год, это было нереально. Сегодня тариф можно устанавливать на 3-5 лет, а в рамках концессионного соглашения — на весь период концессии. Только не в виде конкретной цифры, а в виде определенной формулы, из которой ясно, каким тариф будет в дальнейшем. Эта формула рассчитывается, исходя из объема инвестиций, который концессионер готов вложить в модернизацию тех или иных объектов, а также исходя из существующих ограничений на рост оплаты коммунальных услуг для населения. То есть, все теперь является прозрачным и позволяет вести долгосрочное планирование работы, инвестиционной деятельности.
Замечу, что на территории ДФО уже есть хорошая практика принятия решений о долгосрочном тарифном регулировании. Лидирует здесь Еврейская автономная область, где около трети принятых решений в сфере теплоснабжения и водоснабжения – долгосрочные.
— Оксана Николаевна, вопрос об энергосбережении в сфере ЖКХ. Я вот очень удивился, узнав, что на весь Дальний Восток построено только 4 энергоэффективных дома (3 — в Якутии и 1 — в Амурской области). Почему так мало?
— Строительство энергосберегающих или «умных» домов мы, безусловно, поддерживаем. Это правильный и нужный проект, но, он требует и серьезных вложений. Прежде всего, такой дом — удовольствие не дешевое. Как с точки зрения самого строительства, так и с точки зрения технического обслуживания дома, поскольку используется достаточно сложное оборудование. Тут простому сантехнику дяде Пете с отверткой не справиться! Значит, надо приглашать более квалифицированных специалистов. Как результат, растет цена обслуживания дома и, соответственно, квартирная плата для жильцов. Не всем это, конечно, нравится. Так что, прежде, чем что-то строить, нужно все очень серьезно продумать, просчитать.
Сегодня, на мой взгляд, необходимо, прежде всего, сосредоточиться на модернизации существующего жилфонда. Знаете, если только поставить доводчики на двери подъездов, оптимизировать количество батарей, заделать наружные швы, установить стеклопакеты – потери тепла в доме резко сократятся. Все эти элементарные мероприятия можно реализовать за относительно небольшие деньги, но эффект они дадут практически сразу. И вы почувствуете это на себе — как потребитель, как плательщик.
— Вопросы массового энергосбережения, очевидно, предстоит решать и в рамках выполнения региональных программ капитального ремонта. Какие тут успехи?
— Проект по запуску региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов очень серьезный и очень сложный, но нам вместе с регионами, Фондом ЖКХ удалось его запустить. В 2014 году субъекты РФ завершили принятие необходимых нормативных правовых актов, в том числе приняли законы о капитальном ремонте, утвердили минимальные взносы, региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов, в общем — проделали очень большую работу. Были начаты и реальные капитальные ремонты. Так, в 2014 году в стране отремонтировано порядка 7, 7 тыс. многоквартирных домов общей площадью около 37 млн. кв.м. То есть, система реально заработала. В том числе и на территории Дальневосточного федерального округа. В текущем году здесь планируется провести ремонт 2449 многоквартирных домов. Для сравнения: в 2014-м было отремонтировано 313 домов, а всего за период деятельности Фонда ЖКХ, начиная с 2008 года, – около 6000. Думаю, что по итогам 2015 года мы увидим и дадим оценки, насколько успешны те или иные регионы с точки зрения практической реализации программ капитального ремонта.
— Регионы могут рассчитывать на помощь федерального центра?
— Мы ее оказываем. Например, в 2014 году финансовая поддержка региональных программ капремонта в ДФО составила 350 миллионов рублей… Но что хотелось бы сказать? У нас, к сожалению, о поддержке традиционно судят по количеству выделенных денег. Мы понимаем регионы. Действительно, они имеют много обязательств социальных, за которые строго спрашивают с федерального уровня. Надо помогать. Но ситуация, на мой взгляд, напоминает историю про удочку и рыбу. Чем помочь голодному: накормить его рыбой или дать удочку, чтобы сам ловил? Мы – за удочку! Притом, что потенциал есть у всех и очень хороший потенциал. Условия федеральные созданы. Как говорится, двигайтесь, ищите, пробуйте!
Понятно, иногда без помощи никак не обойтись. Вот сейчас мы разрабатываем особый порядок предоставления финансовой поддержки для модернизации объектов ЖКХ в малых городах России. Представьте населенный пункт где-то в глубинке Якутии или Хабаровского края. Своих денег там не хватает, а частные инвестиции привлечь очень сложно. Не пойдет крупный инвестор на маленькую котелушечку или водоканальчик – не выгодно. Вот здесь государство может и, на наш взгляд, должно помогать регионам привлекать инвестиции в малые муниципалитеты. Есть, конечно, и другие механизмы привлечения инвестора, например, формирование некого пула проектов, охватывающих сразу несколько муниципальных образований, но для этого потребуется провести очень серьезную административную работу. Безусловно, многое здесь будет зависеть от региональной власти.
— Подводя общий итог – вы здесь в Москве настроены оптимистично по поводу перспектив реформы ЖКХ на Дальнем Востоке?
— Конечно! В целом ваш округ выглядит неплохо: и с точки зрения проведения капитального ремонта, и с точки зрения привлечения частных инвестиций… Есть, понятно, свои проблемы в регионах, но они решаются, несмотря на территориальную отдаленность, сложные климатические условия. Главное, как уже говорилось выше, реально заниматься проблемами и стремиться их решить.
© Сергей АКУЛИЧ.
На снимке: директор департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко.
Фото автора.
20 марта 2015 г.