С Викой Цыгановой мы встретились перед самым ее отъездом на Дальний Восток, где 11 и 12 октября певице предстояло дать по одному концерту в Хабаровске и Благовещенске. Накануне Вика прилетела из Ташкента, а до этого были бесконечные, утомительные гастроли по российским городам и весям, поэтому выглядит она усталой.
Подумалось, наверняка бы с удовольствием отдохнула недельку в своем замечательном доме под Москвой, где живут вместе с ней ласковая мама Людмила Михайловна, поэтичный муж Вадим, степенная собака Плутон и не менее важная кошка Фрося плюс козочка Бэла при дворе да прочая деревенская живность.
«Амур-реку» петь не хочется
Дома хорошо! Вот только не у всех сегодня есть возможность отдыхать под собственной крышей. Говорим с Викой о главной боли последних недель: о катастрофическом наводнении на Амуре, которое оставило бездомными тысячи людей. Для певицы это особая тема, поскольку с Амуром ее связывает очень многое. На берегу великой реки ее родина, город Хабаровск. Здесь она выросла, получив от папы с мамой упертый характер, звонкий голос и неизбывную тягу к гармонии. Ну, и как оставаться равнодушным, если родина оказалась в опасности?!
Когда гребень могучего паводка еще только приближался к Хабаровску, но уже накрыл соседний Благовещенск, Вика Цыганова и несколько ее коллег-артистов провели в Москве одну из первых благотворительных акций – концерт, все средства от которого пошли деятелям дальневосточной культуры, пострадавшим от стихии. Потом было участие в грандиозном благотворительном марафоне на 1-м канале, который Вика завершала жизнеутверждающей песней.
Поездка в Хабаровск и Благовещенск для певицы – еще один способ поддержать моральный дух своих земляков, как только одна она умеет делать. Вот так в 90-х Цыганова 9 раз (!) отправлялась в воюющую Чечню и врачевала песней солдатские сердца.
И на этот раз она готова делиться самым лучшим в своем творчестве, понимая, насколько важна для нас гармония в душе. Ведь не хлебом единым жив человек!
Прижав ладонь к виску, полузакрыв глаза, Вика тихо, нараспев произносит:
— Когда накинут небеса На землю легкую прохладу И лета синие глаза Найдут в чужих краях отраду, И золотые нити дней Прошьют осенними дождями Прозрачный свет души моей Багряно-красными цветами, Пусть ярким пламенем горит, Что отцвело и отшумело. В зените лета отзвенело, И только пусть душа хранит, Что с болью к сердцу прикипело, А что ушло и отболело, Пусть ярким пламенем горит! Пусть в перелете журавлей Живая Русь цвета меняет И в дымке юности моей Последний луч заката тает. Но только сердцем вижу я Небесный луч неугасимый, И в свете тающего дня Ты улови его, мой милый!
— Очень красиво! Мне кажется, вы читаете эти стихи под музыку, которая прямо сейчас в вас звучит… (Скоро и я услышу эту мелодию — на репетиции, куда мы отправимся вместе с Викой).
— Да. Понимаете, стихи так и пишутся к песне – определенную мелодию уже закладывает поэт, а чуткий композитор это считывает. В данном случае — поэт Вадим Цыганов и сербский композитор Нинослав Адемович. Нинослав написал для меня уже несколько замечательных песен, три из них я повезу в Хабаровск. Вообще, он – большая находка для русской культуры, а не только для меня. Я-то в этом плане, как всегда, счастливый человек: мне Господь дает самое лучшее. Может, я не такая уж достойная, но получается, что рядом со мной оказываются самые лучшие люди. Вот, как Нинослав или Игорь Слуцкий, автор песен «Приходите в мой дом» и «Калина красная». В Хабаровске я спою его «Сирени белые цветы». Думаю, моим землякам репертуар понравится – все песни очень светлые, ностальгические. Со светлой грустью.
— Будет ли песня, в которой есть слова «А я вернусь в свой город над рекой!». По-моему, это про вас и Хабаровск.
— «Вернусь в Россию»? Видимо, спою. А вот «Амур-реку» петь что-то не хочется – уж больно подвел нас Амур в этот раз. Разбушевался!
Проверка на прочность
— Я знаю, Вика, что вы — человек глубоко верующий. Как можете объяснить, почему разверзлись хляби небесные? За что Господь покарал и так уже во многом обделенных дальневосточников? Или это не кара, а, так сказать, воспитательная мера?
— Это на самом деле проверка, проверка на прочность — и тех, кто попал в беду, и тех, кто откликнулся на чужое несчастье. А еще это хорошая прививка для каждого, чтобы понять, какие мы люди, какой мы народ. В такие моменты Господь дает всем возможность проявить лучшие качества свои. В обществе ведь очень важна консолидация людей вокруг добра, вокруг добрых дел — по порыву души, по требования сердца. Это нормально. Это нормально.
— Вы едете на родину в канун 75-й годовщины Хабаровского края, которая отмечается 20 октября. Есть какие-то пожелания юбиляру, учитывая, что этот праздник для многих жителей, как говорится, со слезами на глазах?
— Надо горе победить! А победить можно только духом. Я хочу, чтобы люди не отчаивались, не падали духом, не унывали. Дальневосточники, я считаю, – люди вообще особенные, с особым сильным характером. И уж если они впадут в уныние и отчаяние, то всю Россию это может засосать, понимаете? Вот поэтому надо держаться, помогать друг дружке. Конечно, многое здесь зависит от нашего правительства и региональных властей, чтобы они подготовили программы, способные удержать молодежь, чтобы создавались рабочие места, строились новые заводы, дома и чтобы возводились правильные инженерные, защитные сооружения, раз уж такие разливы Амура происходят. Наши власти пытаются решать проблемы, это видно. Я, например, не слышала критики в адрес руководства Хабаровского края. Наоборот, простые люди говорили мне о том, что руководители региона и местных администраций буквально дневали-ночевали на дамбах вместе с волонтерами, военными. В Евангелии сказано: «По плодам их узнаете». Люди увидели плоды работы своих начальников в период общей беды. Отсюда и доверие, которое, как я знаю, получил на выборах 8 сентября губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт.
Та проверка, которую Господь нам устроил, – она должна укрепить людей. Укрепить. Укрепить. Понимаю, что это не просто, поэтому хочу пожелать землякам больше обращаться к Богу, именно к помощи Божьей. Там, где человек не может, – Господь его несет на руках. Это так и есть, я точно знаю. Поэтому хотелось бы, чтобы наш край становился более православным и креп в духовном отношении.
О возрасте, работе и отдыхе
— Такое совпадение — буквально через несколько дней после годовщины Хабаровского края у вас тоже грядет юбилей – 50 лет…
— Да уж, совпадение! В этом году у моей мамы юбилей, у сестры, у мужа. И у меня 28 октября. Так что, мы все празднуем вместе с нашим Хабаровским краем (смеется).
— Интересно, как вы обычно отмечаете дни рождения: широко, разгульно или в домашнем кругу?
— В кругу семьи. Мой юбилей я буду отмечать тихо, спокойно и никак вообще не афишировать.
— Извините за вопрос, Вика. Итак, скоро вы перешагнете символический возрастной рубеж, после которого женщины, проживающие, например, в северных районах Хабаровского края могут идти на пенсию…
— Ну, я бы тоже ушла, если честно.
— Вас не пугает возраст?
— Нисколько. Просто я чувствую эти годы. Потому что я, наверное, прожила не одну жизнь. Уж больно она насыщенная была, эта жизнь моя. Работаю с 13 лет. Я всегда работу искала. Находила и работала. Никогда состояния почивающей на лаврах у меня не было. И сегодня могу честно сказать, что уже напахалась — будь здоров!
— Говорят, человеку столько лет, насколько он себя чувствует, а возраст творческой личности вообще совпадает с возрастом лирического героя. По крайней мере, если глядеть на вас из зрительного зала – вы такая же молодая, как и 20 лет назад. Неудобно даже величать по имени-отчеству: Виктория Юрьевна.
— Ну, на сцене все пока хорошо. Но на самом деле – не мешало бы отдохнуть. Потому что я хочу писать, хочу рисовать, хочу заниматься с детьми. Домом даже хочу заниматься. Вот какими-то простыми бытовыми вещами. Немножко. Чуть-чуть.
— Видимо, вы обделены этим?
— Я занимаюсь только добычей. Работой. Путь сквозь дебри. Это такой совершенно дикий путь. Я все больше начинаю походить на уссурийского тигра. Вот я нашла себе такую характеристику. Потому что у кормушки 1-го канала я не пасусь, с продюсерскими центрами не тусуюсь. Как бы свой кусок мяса я добываю сама себе.
Вы знаете, мой муж очень плодовитый. Вадим много пишет, много творит, и я тоже – часть его творчества. Часть его программы. Он через меня реализует свои идеи. Понимаете? И это трудно. Потому что взять ручку и написать стихи – это один труд. Он интеллектуальный. Он другой. А вот, как я, по городам и весям скакать, бегать и летать – это другой труд. Немножко в разных весовых категориях мы существуем. Мне тоже хочется больше интеллектуальной работы, больше творческой работы. Пока что я, ну, процентов на 80, наверное, воплощаю идеи своего мужа.
— А у вас есть свои.
— Да, у меня есть свои идеи. Мне, конечно, очень нравится все, что создает Вадим. Но все-таки, как сегодня говорят: у меня есть и своя территория. Я тоже на своей территории хочу что-то сделать. А не быть старой развалиной, старой клячей, понимаете?
— Думаю, в ближайшие 50 лет вам это не грозит.
— Ну, я очень здравомыслящий человек (смеется).
«У меня нет «второго дна»
— Тем не менее, Вика, вы по-прежнему – активно гастролирующая, а не студийная певица. Планов перейти на более спокойную работу нет? Например, заниматься столь любимым вами авторским дизайном одежды – вы эту тему не забросили?
— Нет-нет, не бросила. Но есть еще планы заняться продвижением через интернет такого продукта, скажем, как «Вика Цыганова». Это целый пласт песенного культурного наследия – более 500 песен у нас с Вадимом, не все из которых я даже помню. И надо донести эти песни до людей. А это, поверьте, сегодня очень сложно! Скажем, на радио приношу песни, а там, как и 20 лет назад слышу: «Неформат!». Конечно, говорят мне, все очень здорово, классно, но только под ваши песни надо делать свое телевидение и свое радио.
И вот недавно я встретила команду очень креативных молодых людей, берущихся продвигать «Вику Цыганову» по каналам современного интернет-телевидения. Нам не нужны замыленые звезды, которые уже всех достали, — заявляют они. — Нам не нужны одноразовые люди. Нам нужны вы. Вы ни с кем и вы есть. Вы собираете полные залы. Вот такой тигр уссурийский, понимаешь, из Красной книги!
Да, действительно, мы делаем для России очень хороший продукт – такой, как песни сербского композитора Нинослава Адемовича, которые мы писали с замечательным саунд-продюсером Вадимом Галицыным на студии Адриано Челентано, лучшей в Европе. Мы вкладываем в него свои деньги, здоровье, силы. И это разговор не об амбициях.
В отличие от многих друзей по цеху, назовем их так, я не живу в Майами. У меня нет второго гражданства. У меня нет «второго дна». Я стараюсь для своей земли создать по максимуму добрых плодов, чтобы оставить их после себя. Это действительно создание культурного наследия, песенного.
Понимаете, вокруг очень много подделки. Сегодня уровень интеллектуальный настолько низкий общий! Люди не понимают классику. Люди не понимают хорошей литературы, музыки. Многие питаются только эрзац-продуктами массовой культуры. Вот показывают нам эти выставки так называемого современного искусства, где царит сплошная чернуха и разруха. Это что в сознании вообще происходит? Какую надо болезнь в душе иметь, чтобы вот эту грязь выставлять, выдавая ее за полет творческой мысли, за озарение, за вдохновение? Помойку!
— Ну, раз люди это потребляют…
— Это не «раз потребляют». У нас, во-первых, не спрашивают народ, что ему надо.
— Чем проще искусство – тем проще его продать.
— И управлять такими людьми проще. Конечно, а кто сможет управлять тиграми?! Это тяжело. Лучше, чтобы были вокруг ручные кроты.
Прорыв ТВ-блокады?
— Вика, вот вы говорите, что до сих пор вас воспринимают как «неформат», но, тем не менее, прорыв информационной блокады в отношении вас наметился. В этом году вы регулярно появлялись на центральных каналах телевидения. На НТВ в самый час пик прошел большой концерт «Сударыня Масленица». А 1-й канал в программе Малахова «Пусть говорят» посвятил вашему творчеству целую передачу «Русская душа Вики Цыгановой».
— Да, рейтинг передачи был, как у Новогоднего огонька.
— Значит, сейчас вы все-таки востребованы на телевидении?
— Как вам сказать – востребована. Просто там очень много проектов, в которых я не хочу принимать участие. Если бы сделали авторскую программу под меня или мне самой предложили сделать такую программу – я бы пошла на такой проект. На свой проект. А вот кататься там, скажем, на коньках или в кубе лазить или еще где-то – нет. Я на какие-то эфиры хожу только потому, что вот случилось наводнение, притом на моей родине – как я могла не пойти? Мне звонят каждый день из разных телекомпаний – я это все отметаю. Не хочу. Нет на это времени. Знаете, время есть Бог. И вот эта суета крадет у нас время. Она крадет у нас Бога. А мне хочется побыть наедине с собой, наедине с любимой книгой, наедине с творчеством, наедине с теми людьми, которых я люблю.
— Не так давно слушатели «Радио Шансон» признали ваш дуэт с Михаилом Кругом самым красивым — это когда вы поете песню «Приходите в мой дом».
— Не знала. Очень приятно. Я согласна (смеется).
— Думаю, если будет номинация «Самая красивая семейная пара нашей эстрады» — то наверняка пальму первенства присудят вам с Вадимом, автором большинства ваших песен, продюсером и верным спутником жизни. По крайней мере, я бы проголосовал за это!
— Спасибо! Я бы тоже (смеется).
— Желаю вам и нам новых песен, продолжения творческой молодости, несмотря на «пенсионный» в кавычках возраст!
— Ну, вы знаете, этот возраст на самом деле прекрасен, потому что только сейчас начинаешь осознавать себя как личность. Только сейчас.
…Закончился разговор с певицей Викой Цыгановой, мудрой и красивой женщиной-тигром. Следующие два с половиной часа я слушал на репетиции ее хрустально-малиновый голос, которым она исполняла не просто песни, нет, а сам русский язык. Насколько же он чист, пронзителен, задушевен в инкрустации прелестных мелодий.
© Сергей АКУЛИЧ.
Фото автора.
13 октября 2013 г.
Мои другие публикации о Вике Цыгановой:
А я вернусь в свой город над рекой!
Репетиция концерта.
Главное в еде — дисциплина
Испытание Большой водой укрепило нашу веру…
Комментарии.
Гость, 2013-11-17 19:42.
Сергей, Вы, конечно, прекрасно пишете про нашу певицу Вику Цыганову. Приступив к чтению уже не первой Вашей статьи про Вику, ее жизнь и творческий путь, думала, ничего нового уже не узнаю. Как же я ошиблась! О Вике можно читать бесконечно, какая же насыщенная у нее жизнь… Понимаю, как она устала, но в то же время я очень благодарна, что она продолжает дарить нам свой талант, хотя, конечно, хочется, чтобы она позволила себе временами почивать на лаврах тоже, ибо, заслужила уже отдых ) Спасибо Вам за серию очень ярких, душевных, искренних и познавательных статей о талантливейшей Вике Цыгановой! Я раскрыла ее для себя совсем с новой стороны благодаря Вашим работам. Спасибо! Ангелина