— Объявите меня «Дюралевый голос России»! – А почему дюралевый, Слава?! – Да разобрали все: у того золотой голос, у этого — серебряный… Пусть я буду дюралевый!
Проговаривая «в лицах» свой диалог с Евгением Петросяном из телепередачи «Кривое зеркало», Войнаровский заразительно смеется. И я немедленно заражаюсь, тем более, что «дюралевую» репризу слышу впервые, да еще в оригинале. Вячеслав Игоревич умеет подшутить и над собой, и над коллегами, которые поражены «звездной» болезнью.
1. Дюралевый голос России
Сам он каким-то образом избегает этого недуга. Наверное, в силу врожденной скромности и природной ироничности. Хотя основания для «звездности» у него имеются. Еще бы! Народный артист России, оперный певец, выступающий на ведущих площадках мира: от Большого театра до Ла-Скала, и одновременно – киноактер, сыгравший в 30 художественных фильмах.
Но, пожалуй, наибольшую известность Вячеслав Войнаровский приобрел благодаря участию в таких вот развлекательных проектах, как «Кривое зеркало», где с упоением играл роли комических персонажей. В буквальном смысле – с упоением, потому что пел он там все, что творческой душе угодно: Ленский, Трике, Альфредо… — кем только не представал перед почтенной публикой оперный тенор Войнаровский. Слова тех арий были, правда, не из классических либретто, а на злобу дня, что называется. Но эта самая «злоба» да вкупе с блестящим вокалом и колоритной внешностью певца производили потрясающий комический эффект.
— Не очень солидно, Вячеслав Игоревич, для солиста Большого театра народ смешить, вам не кажется? – задаю провокационный вопрос.
Войнаровский лукаво усмехается:
— Мне так и говорили, когда я к Петросяну в «Зеркало» пошел: «Как же тебе не стыдно?! Это же такая глупость, такая ерунда, и как ты этим можешь заниматься?!». А я вам объясню — почему, по полочкам разложу. Как было не пойти, когда мне Евгений Ваганович сказал: «Слава, пой, что хочешь!». И я там буквально всех героев спел. Пускай другие слова были, но ведь голос и музыка, какие надо. И если раньше меня никто не знал как певца — за исключением, быть может, тех немногих, кто посещает оперу, то теперь люди разные подходят: ах, какой у вас голос! Теперь меня и в концерты эстрадные петь зовут, а не только анекдоты рассказывать да смешные истории…
Что еще надо широкой творческой натуре, как не пространство для самовыражения?
2. Бездарный мальчик
С юных лет Славе Войнаровскому было тесно в рамках устоявшихся стандартов. Видимо, поэтому школа его тяготила, учился он плохо, одолев в общем потоке лишь 8 классов. И только благодаря титаническим усилиям мамы, которая буквально за руку стала водить его в вечернюю школу и даже нередко сидела рядом за партой на уроках (!), Славик получил среднее образование.
Лет до 15-16 он себя не проявлял особо. Разве что нестандартным хулиганством. Войнаровский вспоминает свои походы по магазинам родного Хабаровска, когда вместе с приятелями разыгрывал молоденьких продавщиц на предмет покупки 50 метров ткани или еще чего-нибудь такого же дурацкого. Смеху-то было!
Творческая натура искала выход? – можно и так сказать. Вполне логичным выглядит его раннее, сразу после окончания восьмилетки, трудоустройство в Хабаровский театр музыкальной комедии: сначала рабочим сцены, а потом — учеником в хор театра. Хотя, конечно, мог пойти и грузчиком в продмаг, как некоторые его знакомые, но поскольку родители служили артистами оперетты, а блат никто не отменял, то выбор был сделан в пользу храма Мельпомены. Главное, что подросшее дитя будет рядом, под присмотром, рассуждали, вероятно, папа с мамой.
Забавно, что и папа Славы – народный артист России Игорь Войнаровский, и мама Славы – заслуженная артистка России Нина Симонова, – они в своем сыне артистических талантов долго не замечали.
Как не заметили их и в Хабаровском училище искусств, где Вячеслав пробовал учиться на актера, но через год был отчислен за бездарность.
— Именно за бездарность, а не за хулиганство, — подтверждает гордо Войнаровский. — Мне так и сказали: «Бездарный мальчик!». Не состоялся я как артист в их глазах. Выгнали – спасибо! И тогда, хочешь – не хочешь, пришлось мне ехать в Москву, поступать в ГИТИС. А там уже по-другому оценили.
3. Яблоко от яблони…
Но еще до отъезда в Москву он запел. Творческий импульс пришел не со стороны родителей, как следовало, наверное, ожидать, а из-за океана. Тогда в кинотеатрах Хабаровска крутили голливудские фильмы с участием знаменитого американского тенора Марио Ланца. Под впечатлением от увиденного — услышанного юный Войнаровский стал серьезно пробовать собственный голос.
— Родители на спектаклях, на репетициях, а я дома ору целыми днями «как Ланца», — вспоминает начало певческой карьеры Вячеслав Игоревич. — И вот – выорался…
На голосистого юношу обратили внимание в театральном хоре. Потом очередь дошла до родителей. Однажды отец сел за рояль и заиграл «Севастопольский вальс»: «Ну-ка, Славик, спой попробуй!». Славик попробовал. «Да у него уже диапазон кверху идет, тенор стал появляться», — заключил Войнаровский-старший.
Вряд ли это явилось очень большим сюрпризом для родителей Славы. Хотя и говорят, что природа отдыхает на детях, но тут случай особый. Ведь у Игоря Юрьевича Войнаровского папа и мама тоже служили артистами. Еще в царское время с блеском выступали в столичных театрах. Гены, понимаешь! Опять же и Нину Ивановну Симонову, выросшую в крестьянской семье, Бог талантом не обидел. Так что, судьба Вячеслава была, похоже, предопределена – сцена!
Забегая вперед, отмечу, что и сын самого Вячеслава Игоревича не обделен ни голосом, ни талантом лицедейства. Певцом, правда, Игорь не стал, но зато преуспел на актерской стезе: он работает в одном из лучших драматических театров Москвы и России – Мастерской Петра Фоменко, снимается в кино. Дочь Анастасия, также обладающая яркими природными данными, в артистки не пошла, выбрав для себя профессию экономиста. Но и в этом ответвлении династии Войнаровских зреет дивный плод: трехлетний Саша. Внук, по экспертному мнению деда, еще тот артист!..
Вот уж действительно, яблоко от яблони недалеко падает.
— Гены это хорошо. А как вы думаете, Вячеслав Игоревич, может ли повлиять на творческого человека энергетика места, где он вырос и жил? Это я на вас намекаю…
— Думаю, да, безусловно. Моя мама родилась в Хабаровском крае и ушла в возрасте 88 лет. Папа приехал в Хабаровск, когда ему было 24 года, и дожил до 90. Очевидно, что это Дальний Восток закалил их здоровье, дал им силу для жизни и творчества. Я и по себе это чувствую – до 65 лет танцевал, скакал, точно молодой. Жизнь в окружении великолепной природы и замечательных людей.. — да, это имеет значение!
— Вы давно были на родине?
— Очень давно. В 1979-м году проездом на гастроли в Японию. К сожалению, ни родных, ни друзей у меня в городе не осталось. На гастроли зовут, но я говорю, что нужно хотя бы 10 концертов провести, и, видимо, не только в Хабаровске, но и в Комсомольске, и в Благовещенске, еще где-то. А лететь так далеко ради одного концерта — тяжко. Собирался приехать на 155-летний юбилей Хабаровска — пришлось отказаться, потому что не отпустил Большой театр, где у меня как раз шел спектакль. Просто некем было заменить. Но корни есть корни – тянет иногда на родину. Сильно расстроился, когда там случилось наводнение на Амуре. Люди ведь пережили такой кошмар! Но я нисколько не сомневался, что мои земляки справятся со стихией. Поклон им огромный и самые наилучшие пожелания! Говорят, Хабаровск сегодня очень красивый?
— Да, особенно центральная часть.
— Городской центр и раньше очень хорош был…
4. В Москву за песнями
Мы снова погружаемся в историю «от Войнаровского».
Итак, более полувека назад у юного хабаровчанина возникло страстное желание петь. А со страстью, подкрепленной талантом, трудолюбием и удачей, можно штурмовать любые вершины.
Первой взятой вершиной стал ГИТИС — Государственный институт театрального искусства, куда «бездарный мальчик» поступил буквально сходу. Более того, он попал в класс знаменитого педагога Доры Белявской, которая воспитала полсотни народных артистов. А в 1999 году звание народного присвоят уже Вячеславу Войнаровскому. Это будет очередная вершина певца.
Со временем он покорит и оперный Олимп, успешно выступая в лучших музыкальных театрах мира: столичных имени Станиславского и Немировича-Данченко и Большом, Венской опере и лондонском Ковент-Гардене, миланском театре Ла Скала и других. Пел на одних подмостках с великими Пласидо Доминго и Лучано Паваротти…
О встрече с Паваротти в Венской опере 20 лет тому назад Войнаровский вспоминает с грустной улыбкой.
— Смешной случай был. Увидев меня, Лучано сказал по-русски: «Пельмени любишь!». Я просто обалдел. Вероятно, ему кто-то уже говорил эти слова в России, шутливо намекая на внушительную фигуру певца. Мы ведь были с ним очень похожи по комплекции. Он мне говорит (уже через переводчика): «Возьми-ка до». До — это крайняя нота у нас теноров. Отвечаю: «До — при ВАС? Я могу взять и до и после, но только не при ВАС»! Ему перевели – он страшно хохотал. «А давай, — говорит, — когда я приеду в Москву с концертом и начну петь «О, соли мио», ты выйдешь из-за кулисы, загримированный «под Паваротти», и третий куплет споем вместе!». Я, естественно, сразу согласился. К сожалению, когда он приезжал в Россию, у меня были гастроли, и наш проект не удалось реализовать. А в 2007 году Лучано Паваротти не стало. Узнав о его смерти, я сел и написал поэтический текст на мотив «О, соли мио». Никогда прежде ничего не сочинял, а тут слова сами родились. Потом их перевели на итальянский, немецкий, английский, и сегодня я с огромным успехом исполняю эту песню-посвящение Паваротти по всему миру.
5. Жизнь удалась!
Вячеслав Войнаровский очень популярен на Западе. Пожалуй, легче назвать театр, куда его пока не приглашали, нежели перечислить те концертные площадки, где он уже выступал. Увы, сетует певец, иногда он вынужден отказываться от очень заманчивых предложений. Тормозом в буквальном смысле стали ноги, на которые ложится основная нагрузка в перемещении массивного тела – 160 кило! Избыточный вес преследует оперных теноров во все века. Это, кстати, было проблемой и для Лучано Паваротти. Столкнулся с ней и Войнаровский.
— Вот сейчас я с ногой маюсь, но все равно придется выползать любыми путями на спектакль по основному месту работы в театре Станиславского, так как мой партнер лег на серьезную операцию. Если буду там ползком передвигаться или с клюкой, то пусть меня публика простит! Но, в общем, это мелочи.
О подобных «мелочах» Войнаровский почти всегда говорит шутливым тоном. А на эстраде и в том же «Кривом зеркале» его нестандартная фигура давно является предметом для юмористических упражнений, в коих он же сам и участвует с присущим ему задором. Публика, разумеется, в полном восторге. Мало кто знает, чего стоит для большого артиста постоянное преодоление силы земного притяжения.
К взятым Вячеславом Игоревичем вершинам я бы отнес и его роли в кино, хотя знатоки могут оспорить это утверждение. Во-первых, ни одной главной роли в 30 (!) своих художественных фильмах он не сыграл – сплошь эпизодические. Однако, несколько лент с его участием, безусловно, вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Достаточно упомянуть обе версии «12-ти стульев», снятых Леонидом Гайдаем (1971 год) и Марком Захаровым (1976 год). Там Войнаровский предстает то в облике увальня Никеши, то одним из упитанных братьев Альхена, жадно поедающих капусту в старушечьем приюте. В титрах, кстати, эти яркие роли даже не упоминаются, но без них, согласитесь, оба фильма утратили бы частичку своего прелестного обаяния. Наверное, то же самое можно сказать про кинокомедию Эльдара Рязанова «Гараж», где Войнаровскому досталась маленькая роль Толстяка, и про фильм-притчу Марка Захарова «Убить дракона» (Гость), и про фантазийный мюзикл Леонида Квинихидзе «31 июня» (Глашатай).
— Оглядываясь назад, считаете ли вы себя человеком счастливым? Жизнь удалась?
— Жизнь удалась. Безусловно, — отвечает он очень серьезно. — Из Хабаровска, из глубинки я попал в Москву, закончил один из самых лучших институтов, пою на лучших сценах мира. У меня замечательная жена — Оля преподает балет в хореографическом училище. У меня двое замечательных детей. Но главная радость сегодня — это внук Сашенька. 3 года ему, и он уже начал петь тихонько. Когда вижу его – такое счастье! Дай бог, еще поживем!
На прощание я желаю Вячеславу Игоревичу крепкого дальневосточного здоровья, чтобы энергия родных мест и впредь питала его жизненные и творческие силы. 8 февраля Войнаровскому исполнится 69 лет. И впереди, конечно же, новые вершины.
© Сергей АКУЛИЧ.
Фото автора.