70-80-е годы 20-го века. Владивосток, университет, общага… Пара забавных случаев из студенческой жизни Советской эпохи ))
Проводы Ильича
Кто там был за столом в начале 1978-го? Помню только Себя и что мне, как всегда, не везло. Наверняка, был еще Вадик, и ему пе-р-р-ло. Да все были! Кульгинарий, Михась, Ромочка, Бу-бу, Нестереша, Генсаныч, Клык, Шапкин… Потому что играем в карты, а за окном – ночь. Как вдруг дверь открывается и влетает Степура – председатель студсовета нашей общаги.
В этот раз — не затем, чтобы занять очередь на очередную пульку, а с просьбой. «Дескать, — говорит, — вы все равно до утра зарубаться будете, а тут студенческую делегацию велено послать для проводов дорогого нашего Леонида Ильича Брежнева – он в 6.00 из Владика отбывает. С Санаторной. Будете делегацией?».
Авантюристы и те, кто Леню шибко любил по анекдотам и Малой земле, выразили горячее желание, хотя не сразу. Мне тоже карта не шла, я поднял руку «за».
И вот она — станция Санаторная. Сумерки, дубак, важный народ смиренно ждет Самого, выстроившись вдоль платформы. Лица у всех, как на поминках.
К делегации ДВГУ (это мы) подбегает хлыщ в штатском, учит, как себя вести. Мне и еще кому-то из наших – особая честь: ведет в голову колонны, где самые шишки, вручает свернутый транспарант. «Развернете, — говорит, — когда Леонид Ильич будет мимо проходить. А ты (мне) в это время сделаешь шаг вперед, чтобы оператору из «Времени» удобно было снимать!».
Я так и сделал. Леня прошел мимо – можно было древком достать. Сел в поезд. Уехал.
Чувствую, кто-то за левую ногу меня трясет пониже колена. Может, мэр тогдашний или даже секретарь крайкома-горкома. «Отдавай, — шипит, — шляпу!». Я на ней стоял грязным ботинком. Оказывается, местные бонзы при появлении генсека сняли головные уборы и положили на землю, а поскольку я сделал шаг вперед для киньщиков, то партийной шляпе не повезло. Это, кстати, была моя первая акция против тоталитарного режима.
А на том транспаранте, как сейчас помню, блистала надпись: «Дорогой Леонид Ильич, приезжайте к нам еще!». Не приехал. И по «Времени» нас не показали.
Как я боролся с «несунами»
Опять же, конец 70-х годов 20 века. Время было трудное, советское – кушать хотелось почти всегда. Стипендии, ясно, не хватало, поэтому подрабатывали, кто где. Одно из любимых мест – хлебозавод на Народном проспекте. Повезло и мне устроиться там контролером.
Задача контролера – следить, чтобы тетки-работницы ничего не крали. Проверять их сумки было как-то негуманно, даже стыдно, и я применил другой метод борьбы с несунами социалистической собственности. По ночам, когда тортовый цех закрывался, я обследовал производственные и бытовые помещения на предмет розыска продуктовых тайников, сделанных запасливыми и экономными работницами.
К утру моя студенческая сумка обычно наполнялась реквизированными маслицем, орехами, яйцами, повидлом… С хлебом, понятно, проблем не было. Тортики тоже перепадали.
Все это добро, как честный и порядочный человек, я приносил в дом – то есть в общагу. Было радостно видеть, как мой голодный брат-студент (см. список 112 комнаты) поглощает сладкую добычу.
Но по мере насыщения отдельные индивиды стали терять чувство благодарности. Однажды, когда я припер кулек реквизированного арахиса, мне был сделан строгий выговор «за его неочищенность от скорлупок». После этого я прекратил борьбу с несунами.
© Сергей АКУЛИЧ.
2007 г. Написано к 25-летнему юбилею выпуска отделения журналистики ДВГУ.