По Хабаровску прокатились крутые «Амурские волны», оставив после себя изменившийся город – город, очарованный потоками живой музыки. Наверное, никогда раньше музыка столь мощно, плотно и осязаемо не вторгалась в привычный быт хабаровчан. Концертной сценой обернулись центральные площади и проспекты, по которым строем дефилировали бравые трубачи и барабанщики. И хотя на них была военная форма, эти люди несли мир, красоту и праздник, а не угрозу. Таким в истории дальневосточной столицы запомнится Международный фестиваль военных духовых оркестров «Амурские волны».
Останется он в памяти и непосредственных участников. Сегодня мой собеседник – начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ, главный военный дирижер, Заслуженный деятель искусств России, генерал-лейтенант Валерий ХАЛИЛОВ, который был художественным руководителем Хабаровского фестиваля.
— Валерий Михайлович, насколько я знаю, это вам принадлежит идея проведения международного фестиваля именно в Хабаровске…
— Жанр военной музыки для меня такой же родной, как для шахтера уголь, понимаете? Поэтому я обязан это дело продвигать, и продвигаю. Когда три года назад я приезжал в ваш город на краевой конкурс духовых оркестров, где был председателем жюри, то в разговоре с министром культуры Александром Вячеславовичем Федосовым речь зашла об организации такого мероприятия в Хабаровске. Я ему сказал: вот у вас край замечательный, красивый город, такие площади, Амур-батюшка, у вас единственный в стране памятник военным музыкантам — не вам ли проводить фестиваль? Министр поддержал идею, и вот она замечательно воплотилась. Хотя мог бы сказать: ну, знаете, не время, нет того, нет сего… Но власти нашли средства, собрали замечательную команду специалистов, которые все организовали и провели на очень хорошем уровне. Ведь уровень фестиваля характеризуется не только игрой оркестров, исполнением, но и другими аспектами. Взять размещение и питание музыкантов. Можно на этом сэкономить, а что в результате получим? Усталость, плохое настроение. Спасибо организаторам, в Хабаровске у нас с этим проблем не было.
— Вы участвовали во многих фестивалях военной музыки, в том числе, за рубежом. Есть, с чем сравнивать. Как оцениваете «Амурские волны»?
— Впечатления от фестиваля очень хорошие! Все прошло на высоком профессиональном и организационном уровне. Хороший получился фестиваль, с настроением! Потому что и погода благоволила, и красота Хабаровска, и точки, на которых выступали оркестры, были правильно выбраны, и акценты верно расставлены… Динамика фестиваля шла по нарастающей. Сначала каждый из оркестров выступал в концертных залах. Потом состоялось совместное выступление на центральной площади города. Квинтэссенцией, апофеозом праздника стал финальный гала-концерт на площадке спорткомплекса «Платинум-Арена», где, как я считаю, военные оркестры выступили очень достойно. Зал был просто битком.
— Публика вас принимала…
— Восторженно! С удивлением поначалу, так как подобного раньше не бывало. Многие увидели в духовом оркестре не просто прикладной коллектив, который что-то играет во время исполнения воинских ритуалов. Он, оказывается, может играть даже классическую музыку и многое другое – причем на высочайшем уровне. Конечно, это вызывает удивление и восторг. Так было, например, когда выступал Центральный военный оркестр Министерства обороны в Музыкальном театре – там практически каждый номер на бис встречали, стоя аплодировали.
— Сколько всего оркестров участвовало в фестивале? Пресса называет разное количество – до 18.
— Восемь. Это Центральный военный оркестр Министерства обороны, военные оркестры из Екатеринбурга, Владивостока, Петропавловска-Камчатского и, конечно, Хабаровска. Из КНДР приехал Центральный военный оркестр Корейской народной армии. Приглашались также оркестры из Японии, Китая, но в силу каких-то технических причин они не приехали.
— Центральный оркестр Министерства обороны считается одним из ведущих военных оркестров в мире, если не самым лучшим, а как вы оцените исполнительское мастерство других участников?
— Практически все показали высокий профессиональный уровень. Я считаю, что очень достойно выступил оркестр штаба Центрального военного округа из Екатеринбурга. Хотя он выступил с джазовой композицией, но она очень интересна – построена на интонациях современной музыки и русских народных песен; и военная нотка там звучала, и эстрадная… Оркестр великолепно слажен, все было на одном дыхании. Иногда, знаете, ищешь какие-то слабые места – здесь бесполезно было искать.
Великолепным было выступление – и дефилейное, и концертное — Центрального оркестра Корейской народной армии под управлением дирижера Ли Ын Сик. Хабаровчанам очень повезло первыми в мире услышать игру этого коллектива вживую, так как он впервые выехал за пределы своей страны – именно в Хабаровск.
Репертуар каждый коллектив подбирал, исходя, что называется, из своего собственного кредо, творческого лица. Здесь была классическая духовая, а также джазовая, фольклорная, эстрадная музыка. Как художественный руководитель я определил только содержание заключительного гала-концерта. Поскольку фестиваль посвящался 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, мы исполняли торжественную увертюру Петра Ильича Чайковского «1812 год». Все оркестры играли «Прощание славянки» Василия Ивановича Агапкина – потому что отмечается 100-летие этого марша. Мы играли «Оду к радости» Бетховена – потому что это международный уровень. Мы играли шотландские волынки. Мы играли, естественно, вальс «Амурские волны» Макса Авелевича Кюсса – главный музыкальный символ нашего фестиваля.
— Звучали ли на концертах исторические мелодии времен войны 1812 года?
— Конечно, ведь это был лейтмотив фестиваля. Центральный оркестр Министерства обороны специально исполнял марш Преображенского полка и солдатские песни тех лет.
— Военная музыка разных стран отличается. Вот два оркестра, Министерства обороны РФ и Корейской народной армии, совместно исполняли марш «Амурские волны» — были предварительные репетиции, чтобы добиться сыгранности?
— Ничего подобного. Играли с листа. Впервые. Взяли и начали играть. Причем, здорово сыграли. Потому что и у них, и у нас очень хорошая подготовка, все с высшим музыкальным образованием. Я даже не сомневался, что так оно и будет.
— Валерий Михайлович, я знаю, что вы из семьи военных дирижеров. Дирижером был ваш отец, теперь вот вы, ваш брат и племянник. В военной музыке есть какая-то сила, которая так притягивает?
— Есть. Это мужской жанр. Хотя на самом деле военная музыка притягивает не только мужчин, но и женщин, кстати сказать. Потому что в этой музыке заложено, во-первых, исполнение духовыми инструментами. Медная составляющая оркестра звучит плотно, мощно, дыхательно – все ведь через дыхание проводится. У этой музыки есть свой ритм, пульс свой, биение, маршеобразность. Марш заставляет человека пульсировать энергетически, сопереживать. И сразу эта энергетика — и звука, и ритма – она входит в человека и начинает пробуждать такие чувства, которые неподвластны даже ему, понимаете?
В чем самая большая ценность военной музыки, как я считаю? Она предельно патриотична. Не надо ничего говорить. Вот мы поем про Россию – и все встают. Это разве мало? Музыка ведет за собой. Какая прелесть, какая красота, какое величие! Вот что должно быть. Это надо развивать, и это развивается. Теперь уже и в Хабаровске.
— Спасибо!
© Сергей АКУЛИЧ.
Фото и видео автора.
6 июня 2012 г.
Фотографии и видео сделаны на фестивале «Амурские волны-2013».