Тренер, какой бы он ни был выдающийся, всегда находится в тени спортсмена, которого сделал великим. Например, о наставнике и главном соавторе побед трижды олимпийской чемпионки лыжницы Юлии Чепаловой и сегодня мало кто знает.
Он не баловень судьбы, и путь его полон лихих разворотов. Иногда, спрямляя линию, пер к цели напролом. Даром что в армии был командиром танка. Умеет держать удар — броня крепка! Откуда только этот характер? Толя вырос без отца, который ушел на войну в 45-м и не вернулся. С ранних лет — единственная опора для матери, простой селянки. Мама была склонна к перемене мест, правда, в пределах родного Хабаровского края, и сын, понятное дело, всегда был рядом: с.Каменка — с.Тугур — пос. Полины Осипенко — с.Владимировка — снова пос. Полины Осипенко — пос.Чумикан, где вместе со школой для него закончилось и детство.
Оттуда, из детства, берет начало всепоглощающая страсть к лыжному спорту. Видимо, так проявились переданные от матери гены предков-эвенков, неутомимых охотников, для которых лыжи зимой были фактически продолжением ног. А может, «виноват» Яков Яковлевич Служко, физрук средней школы пос. Полины Осипенко, который первым обратил внимание на жилистого паренька, включив его в детскую лыжную команду. И хотя Анатолий никогда не показывал выдающихся результатов — разве это главное? Главное — он выбрал направление жизни и вот уже седьмой десяток лет торит свою неповторимую лыжню.
Танкист — шахтер — самолетостроитель — тренер — отец
…Когда я увидел Анатолия Михайловича на московской улице, сразу узнал. Взгляд с лукавинкой, ершистые волосы, поджарая фигура, четкие быстрые движения и — никакой степенности. Тренер, вырастивший, воспитавший чемпионку трех Олимпиад и многократную победительницу мировых первенств среди лыжников Юлию Анатольевну Чепалову. Просто отец.
О Юле мы говорили мало. Она сошла с активной лыжни, живет в Сыктывкаре, растит двух дочерей: Олесе уже восемь, Васелине еще четыре. Для дедушки общение с внучками — лучший подарок. Девчонки, само собой, рано встали на лыжи, а старшенькая уже принимала участие в соревнованиях, пробежав в апреле положенную ей дистанцию на традиционном «Юлином» лот-марафоне в Комсомольске-на-Амуре. (В 2012 году в семье Юлии Чепаловой и Василия Рочева родился сын Василий. — С.А.)
Комсомольск — родина Юли. Именно здесь она когда-то записалась в группу тренера Чепалова вместе с десятком своих одноклассников. Чем закончилась для Юли спортивная учеба, сегодня знает весь мир.
Однако тренера Чепалова могло и не быть вовсе. Страна могла б, к примеру, получить Чепалова-шахтера или Чепалова-самолетостроителя. Сразу после службы в танковых войсках Анатолий завербовался на одну из сахалинских шахт, где недолго, но ударно рубил уголек. Когда заработал на костюм и обувь, решил выучиться на инженера. С шахты трудолюбивого хлопца отпускать не хотели, да где там! В конце 60-х он прибывает налегке в Комсомольск-на-Амуре, поступает заочно в политехнический институт, выбрав престижную специальность «самолетостроение». На шесть последующих лет его местом работы становится авиационный завод имени Юрия Гагарина.
Анатолий Михайлович вспоминает: «Работал слесарем в 25-м цехе, делал детали самолетного крыла. Наверное, неплохо, так как мне присвоили самый высокий шестой разряд. И зарплата была очень хорошая по тем временам — 500-600 рублей, но я все равно ушел…».
Судьба буквально решилась на лыжне, где слесарь Чепалов проводил зимой все свободное время, отдыхая либо участвуя в любительских соревнованиях. Здесь его и заприметили спортивные функционеры, которых впечатлили не столько результаты молодого атлета, сколько присущий ему дар наставника. Чепалову был предложен пост тренера по лыжам на заводе им. Ленинского комсомола. Зарплата раз в пять ниже, но зато… И он согласился. К тому времени Анатолий Михайлович уже бросил Комсомольский политех (закончив четыре курса из пяти). Впереди была учеба в Хабаровском институте физкультуры и новый этап жизненной гонки.
До того, как пробьет его «олимпийский час», Чепалов успеет поставить на лыжню сотни парней и девчат. Кто-то из них станет мастером спорта. Кто-то пойдет вслед за наставником по тренерской стезе. А для многих лыжи навсегда останутся просто удовольствием, украшающим жизнь. Собственно, в этом, наверное, и заключен великий смысл тренерской работы.
«Рецепт победы» по-чепаловски
«Почему из всех ваших учеников пока только Юля смогла добиться высших результатов? — спрашиваю Чепалова. — Что вообще необходимо спортсмену для победы, кроме таланта и хорошего тренера?».
Он задумался. «Большое трудолюбие, а также правильно поставленная и в достаточном объеме выполненная работа. Чтобы спортсмен был готов сражаться с самыми сильными соперниками. А еще характер важен и удача, основанная на мастерстве, в том числе и смазчика, и даже массажиста».
Если чего-то в этом «рецепте победы» не достаточно — финишную ленточку сорвут другие. Чепалов ссылается на собственную практику. «Вот, допустим, в моей группе, когда я еще работал в Комсомольске, были девчата, которые бегали на городских и зональных соревнованиях практически наравне с Юлей. Однако стоило им оказаться на чемпионате более высокого уровня, как начинали вести себя куда скромнее, уступать. Почему? Возможно, не хватило как раз характера, воли к победе. У Юли же, наоборот, в такие моменты происходила мобилизация всех сил. Отсюда, видимо, и результат».
А вот более свежий пример, опять же, из тренерского багажа Чепалова. Анатолий Михайлович рассказывает, что из числа подопечных спортсменов, как правило, двое проходят отбор на олимпиады и чемпионаты мира. Это высокий показатель, учитывая, что в его группе обычно занимаются три-пять человек. Увы, в Ванкувере почти все продемонстрировали откровенно слабый бег… «Уж если ты попал на Олимпийские игры, то должен бороться за медали!» — рубит рукой воздух Чепалов.
Плюс ко всему двух его спортсменов обвинили в употреблении допинга. Попала под замес и Юля Чепалова, хотя еще до скандального «разоблачения» в 2009 году чемпионка трех Олимпиад заявила об уходе из большого спорта. По мнению Анатолия Михайловича, достаточных оснований для дисквалификации не было и случившееся — результат действий сил, заинтересованных в развале российского лыжного спорта.
К этим силам Чепалов относит не только Международную федерацию лыжного спорта (FIS), Всемирное антидопинговое агентство (WADA), но и Федерацию лыжных гонок России. ФЛГР, считает тренер, сильно виновата в том, что российские лыжники сдали лидирующие позиции.
«На последнем зимнем чемпионате мира наши не взяли ни одной золотой медали, ни одной! — возмущается заслуженный тренер России. — А почему? Потому что сборной страны рулят дилетанты. Куда делись такие выдающиеся тренеры, как Грушин, Лопухов, Самохин? Их выжили, заменив теми, у кого нет соответствующей квалификации. Если подобное будет продолжаться, то и Сочинская Олимпиада станет для России, скорее всего, провальной. В лыжах к этому идет — женскую команду просто уничтожили. Это, конечно, мое субъективное мнение, но, я считаю, уничтожили специально…».
Чепалов тоже был отстранен от работы в сборной России. Формально — за допинговые злоупотребления спортсменов. По сути, как считают многие, с ним расправились за критику руководителей ФЛГР. Сам он моральной вины с себя не снимает, честно признаваясь, что не может претендовать на место тренера главной команды, пока его подопечные выступают без серьезных результатов.
Подопечных в настоящее время пятеро: Лариса Шайдурова, Сергей Ширяев, Антон Шатагин, Наталья Банникова и Наталья Маковеева. Обе Натальи, кстати, родом из Хабаровского края и учатся в училище олимпийского резерва. Анатолий Михайлович еще надеется вывести своих ребят на мировой уровень, иначе бы не брался.
Но есть ли надежда на выход из тупика, в который заведена большая отечественная лыжня? Да, полагает Чепалов — при условии, что государство заберет организаторские функции у Федерации лыжных гонок России. «Понимаете, это же общественная организация, которая не несет никакой ответственности за свои провалы! Деньги тренерам и спортсменам платит кто? — государство, вот пусть оно в лице спорткомитетов и регулирует спортивную деятельность».
Одной Москвой спорт не поднять
При этом, уверен Чепалов, «одной Москвой наш спорт не поднять». О высших достижениях можно забыть без развития на местах массового спортивного движения. Понятно особое внимание тренера к родному Хабаровскому краю. С одобрением отозвался о действиях властей региона: ведется строительство новых и реконструкция действующих спортивных объектов, создан совет при губернаторе по физической культуре и спорту, лыжные гонки включены в список базовых для края видов спорта и т. д. Но надо двигаться дальше.
«Вот если бы правительство края и губернатор Шпорт выделили средства для финансирования профессиональной лыжной команды, я бы с удовольствием пошел туда тренером! — восклицает Чепалов. — Москве я уже какие-то результаты принес, можно было бы отдать долги и Хабаровскому краю».
В свое время он сильно жалел, что пришлось покинуть родные места, перебираться в Москву, но по-другому тогда, в середине 90-х, поступить не мог — Юле надо было участвовать в крупных соревнованиях, а с Дальнего Востока не наездишься. Очень тяжело и дорого. «Для спортсмена это убийство — езда туда-сюда — убежден тренер. — Мы с Юлей выжили почему? Приезжали в Москву на весь год, здесь толкались по знакомым, тренировались летом, осенью, зимой и только весной возвращались домой в Комсомольск. Не делай мы этого — не было бы никаких олимпийских побед».
Окончательный переезд Чепаловых в столицу состоялся в 1996 году, когда здесь им выделили служебную квартиру. С тех пор и до последних дней Анатолий Михайлович работает тренером в ШВСМ «Воробьевы горы», отстаивая вместе с дочкой на мировой лыжне спортивную честь России, Москвы и общества «Динамо».
А могли бы выступать за родной Хабаровский край, прими тогдашние власти региона предложение Чепалова. Речь шла о покупке за счет бюджета квартиры в Москве или Подмосковье, которая, находясь в собственности края, послужила бы временным приютом для спортивной семьи. Этот вариант решения квартирного вопроса, по мнению Чепалова, надо использовать и сегодня — применительно к подающим серьезные надежды спортсменам-дальневосточникам.
«Они должны жить и тренироваться здесь, если наш край заинтересован в развитии спорта высших достижений — говорит Анатолий Михайлович. — Сколько талантливых молодых атлетов сошло с дистанции, не получив шанса! На последнем лот-марафоне в Комсомольске мне показали одну девочку: на лыжне — метеор, просто фантастика! Моя Юля тоже бегала, как метеор… Человека надо аккуратненько подводить-подводить-подводить к пику спортивной формы, но пока это возможно только здесь — в центре. Чем тратить огромные деньги на поездки спортсменов, не лучше ли создавать условия для их развития здесь?»
Есть еще у тренера мечта — создать в Хабаровском крае лыжную школу. Может, пришло время? Он готов вернуться туда, где начинал восхождение на Олимп.
© Сергей АКУЛИЧ.
Фото автора.
8 июня 2011 г.
Анатолий Михайлович в своём репертуаре,такой же живчик!,20 лет назад у него занимался,и сейчас часто на лыжах стою. Очень хорошая статья,автору спасибо.